В российской столице завершился XXVII Международный конкурс вокалистов им. М. И. Глинки

 

Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки проводится с 1960 года и является одним из самых престижных музыкальных конкурсов. Более сорока лет бессменным председателем жюри являлась выдающаяся певица и педагог, народная артистка СССР, профессор Ирина Константиновна Архипова. После ухода великой артистки конкурс ушёл в забвение и был возрождён в 2019 году по инициативе заслуженной артистки России, народной артистки Республики Татарстан, лауреата I премии XXI Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки – Альбины Шагимуратовой. В разные годы лауреатами и дипломантами конкурса становились знаменитые певцы: Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Гегам Григорян, Сергей Лейферкус, Альбина Шагимуратова, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков и др.

Главным приоритетом авторитетного жюри  под председательством прославленной оперной певицы Альбины Шагимуратовой стала попытка выявить среди участников самых лучших и талантливых артистов, будущих звезд отечественной и мировой сцены. И, надо признаться, такие открытия случились! Награды нашли своих победителей.

Екатерина Бегунович. Фото из личного архива

Вторую премию завоевала сибирская сопрано Екатерина Бегунович, в прошлом году выигравшая золотую медаль XXII Дельфийских игр. Необычайно звонкий лучезарный тембр голоса певицы, эффектная внешность и сценическое обаяние сразу обратили на себя внимание слушателей.

 

С певицей встретился корреспондент «Музыкальных сезонов», музыкальный журналист Виктор Александров

 

Виктор Александров:  Екатерина, поздравляю вас  с заслуженной победой на конкурсе! Как проходила ваша подготовка к нему?

Екатерина Бегунович: Меня очень вдохновил и зарядил этот масштабный конкурс, за которым следила не только наша страна, но и практически многие мировые державы. Это особенно волнительно и создает особый престиж конкурсу. К этому состязанию необходимо последовательно готовиться. Я не так давно начала профессионально учиться пению (окончила Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича, дирижерско-хоровое отделение). Там я пела в хоре, а на вокальный факультет поступила только в 2020 году. Сейчас я занимаюсь со своим прекрасным педагогом Верой Павловной Барановой в Сибирском государственном институте искусств им. Д. А. Хворостовского.

 

В.А.:  Кстати, наша беседа проходит в день рождения вашего земляка, великого певца земли русской Дмитрия Хворостовского.

Е.Б.: Да, мне уже с утра ребята прислали фотографии. Они собрались возле памятника и возложили букеты цветов артисту. Мне очень жаль, что я не смогла быть рядом с ними и присутствовать на открытии фестиваля «Хворостовский», на который хожу ежегодно и слушаю там потрясающих певцов. Но я не менее важную миссию сейчас сама выполняла. Мне было волнительно не подвести свой народ, и, конечно же, Дмитрия Хворостовского тоже.

Екатерина Бегунович и Виктор Александров. Автор фото — Лилия Ольховая © Зарядье

 

В.А.:  Вам как-то помогает его наставничество в профессии?

Е.Б.: Мы пересеклись с ним, но не лично. Я участвовала в его прощальном концерте в Красноярске. На тот момент обучалась в колледже. Я пела в составе хора и стояла на сцене позади Дмитрия Александровича. Он солировал, а мы ему подпевали. Счастьем было соприкоснуться с его искусством и постоять на одной сцене с этим великим певцом. До сих пор очень много его записей слушаю, есть много любимых из них, ориентируюсь на то, как Дмитрий выделял свои фразы во время пения, какое у него безграничное дыхание, потрясающая дикция и насколько он вдумчиво поет. Дмитрий Хворостовский — интеллектуальный певец. Меня охватывает большая гордость за то, что мы с ним земляки.

 

В.А.:  У вас необычайно лучезарный тембр голоса. Как удается тренировать и беречь его?

Е.Б.: Необходимо иметь собственный внутренний стержень, уметь себя настраивать перед каждым выходом на сцену. А еще важно продолжать правильно заниматься. Мне безумно повезло с моим вокальным педагогом Верой Павловной Барановой, которая трепетно охраняя и сберегая мой голос, учит меня правильно с ним обращаться. Я  много занимаюсь сама, но своевременно осознаю меру, когда уже устала и нужно замолчать, просто чуть-чуть побыть в тишине, ни с кем не разговаривать, дать покой голосу, чтобы восстановиться.

 

В.А.:  Как вы попали в оперную студию Красноярского театра оперы и балета?

Е.Б.: У театра есть своя студия, там идут спектакли. В них я принимала участие и практически сразу исполняла сольные партии. Вокал я полюбила всей душой.

 

Екатерина Бегунович. Фото из личного архива

 

В.А.:  И все же, вы неслучайно там оказались?

Е.Б.: Вся моя семья меня очень сильно поддерживает. Мама с моего детства изучала расписания всероссийских вокальных конкурсов, чтобы мне там поучаствовать. Каким-то образом узнала про детскую оперную студию при Красноярском театре оперы и балета, сообщила моему педагогу. Мы поехали, я прослушалась и меня сразу приняли. Помню, пела тогда Песенку Пепиты из оперетты «Вольный ветер» Исаака Дунаевского.

 

В.А.:  Екатерина, до победы на конкурсе Глинки какие ещё вокальные состязания стимулировали ваш творческий рост?

Е.Б.: Мои победы начались с Международного конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской. Я участвовала в нем трижды. Этот конкурс приезжал к нам в Красноярск. И тогда я в своей возрастной категории заняла премию лауреата второй степени. А потом два раза выиграла Гран-при, когда уже обучалась в Институте искусств. С Ольгой Александровной Сосновской держим тесную связь. Она меня очень поддерживала во время этого конкурса. Еще у меня были победы на Дельфийских играх России, я ездила на Дельфийские игры стран СНГ (получила там Серебряную медаль). Также в моей коллекции Золотая и Бронзовые медали России. Окончив 3-й курс, летом я поехала в Тверь на конкурс молодых оперных певцов им. С. Я. Лемешева и выиграла там вторую премию. А прошлой весной успела поучаствовать в вокальном конкурсе им. Мясниковой, где завоевала 1-ю премию.

 

В.А.:  В каких оперных театрах успели еще спеть?

Е.Б.: В Новосибирском оперном театре я пою впервые в этом сезоне. За этот месяц успела подготовить партию Барбарины в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Пускай она и маленькая по объему, но мне очень важно было с ней закрепиться в этом театре. Я дебютировала в спектакле 3 октября. Это произошло прямо перед конкурсом. Пришлось нелегко, готовилась к двум таким важным проектам, поэтому расходовала себя беспощадно.

 

Екатерина Бегунович. Автор фото — Лилия Ольховая © Зарядье

 

В.А.:  В числе номеров вашей конкурсной программы – Речитатив и рондо Антониды из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Что олицетворяет в вашей душе партия этой героини?

Е.Б.: Для меня эта героиня со стержнем внутри. Какой бы влюбленной она не была в своего суженого и как бы сильно его не ждала, она не расстраивается, в ней есть внутренняя сила – тот самый стержень, который помогает ей существовать дальше.

 

В.А.:  Во время путешествий по конкурсам у вас наверняка происходили встречи с вокалистами. Кто из известных людей уже успел послушать вас?

Е.Б.: Я занималась с Анной Аглатовой, солисткой Большого театра, у меня было немало занятий с другими вокалистами. Но вот с представителями состава жюри конкурса Глинки познакомилась впервые, ни с кем из них прежде не встречалась. После гала-концерта мне удалось пообщаться с многоуважаемым жюри. Было приятно услышать слова восхищения о моем пении из уст Альбины Анваровны Шагимуратовой, Дмитрия Юрьевича Вдовина и Сергея Петровича Лейферкуса. Они отметили мои заслуги на этом конкурсе, и я надеюсь, что наши творческие пути ещё пересекутся.

Екатерина Бегунович. Фото из личного архива.

В.А.: Случалось ли прежде вам видеть такой звездный состав жюри на конкурсах?

Е.Б.: Никогда. Отрадно осознавать, что присутствие таких людей ставит мне как певице определенную планку, заставляющую не сдаваться и из последних сил доказывать, что ты не просто так здесь находишься.

 

В.А.:  С Альбиной Шагимуратовой, председателем жюри XXVII конкурса им. Глинки вы раньше пересекались? Чем вас вдохновляет ее голос?

Е.Б.: Она великолепная певица! Я ее слышала в нашем родном Красноярске. сначала на фестивале «Хворостовский», а потом в партии Нормы в одноименной опере Беллини на сцене Красноярского театра оперы и балета. На открытии нынешнего сезона в гала-концерте Альбина Анваровна спела арию Эльвиры из оперы Беллини «Пуритане», которую я как раз исполняла на первом туре конкурса. Мне было очень любопытно и интересно послушать ее интерпретацию этой роли. Звучание голоса Альбины Шагимуратовой меня очень вдохновляет! На открытии конкурса в концерте я так зарядилась ее дивным пением! То воодушевленное состояние, с которым вышла после концерта, распирало меня. Мне хотелось быстрее появиться на сцене и тоже исполнить подготовленные произведения.

 

В.А.:  Екатерина, есть ли у вас какой-то рецепт успеха в победе?

Е.Б.: Нужно всегда себя обязательно наполнять. Если вокалист внутри будет пустым, наверное, он вообще ничего не сможет спеть на сцене и донести какие-то эмоции зрителям.

 

В.А.:  А что для вас является самым главным и определяющим критерием в профессии оперной певицы?

Е.Б.: Наверное, главное быть с горячим сердцем и холодной головой, когда выходишь на сцену. Конечно, это очень непросто. Не всегда ты можешь себя собрать. Иногда волнение одерживает верх, поэтому очень важно уметь с самим собой договариваться, довериться своему телу, потому что голос  — это не только две маленькие тоненькие складочки, это еще и всё твое тело, которое помогает тебе звучать. Наверное, еще целеустремленность и любознательность в профессии тоже главные факторы! Необходимо достойно принимать поражения, если они происходят и какую-либо критику, потому что на таких конкурсах очень много людей тебя слушают. И потом, когда читаешь какие-то комментарии или высказывания в свой адрес, не всегда это приятно, просто нужно уметь адекватно и трезво оценивать ситуацию, понимать, что ты сделала правильно, какие были минусы, ну и, конечно, работать над собой в дальнейшем.

Екатерина Бегунович. Фото из личного архива

 

В.А.:  А вы сами критичны к себе?

Е.Б.: Я очень критична, иногда даже чересчур. Признаюсь честно, получаю за это уроки жизни. Когда слишком изрядно себя критикую, мой голос меня за это тоже ругает.

 

В.А.:  Ваш голос стал открытием для публики, которая за вас болела и очень тепло приняла.

Е.Б.: Спасибо, Виктор! Мне очень приятно. Ко мне столько людей подходило, что довели меня даже до слез. Это действительно незабываемые эмоции и впечатления от конкурса. Я думаю, что на этом ничего не заканчивается. Дальше ещё очень много меня всего ждет.

 

В.А.:  В истории оперы было немало лирико-колоратурных сопрано. Наверняка у вас есть артистки, кого вы слушали и хотели бы быть похожей на них?

Е.Б.: «Кумиры» всегда отличаются от той или иной программы, которую ты поешь, невозможно следовать только за одной какой-то певицей. Ты слушаешь их, сравниваешь, а какая-то интерпретация все равно тебя захватывает чуть больше. В каждом исполнении я неизменно нахожу что-то новое и невообразимое. Например, голоса таких певиц, как Кэтлин Баттл, Альбина Шагимуратова, Натали Дессей, Рене Флеминг, Сабин Девьель и Лизетт Оропеса не оставляют меня равнодушной. Я обожаю их слушать и вдохновляюсь вокальным искусством каждой из них.

 

В.А.: А из плеяды великих русских певиц прошлого – Елизавету Шумскую, Валерию Барсову, Веру Фирсову находите желание послушать?

Е.Б.: Честно признаюсь, многих из них я не слушаю. Когда какие-то народные песни или русские романсы, почему-то не поют сегодня певицы, я обращаюсь к архивным записям, слушаю их, но больше внимания обращаю на саму трактовку исполнения. Уважение ко всем певцам, которые прославляли наше вокальное искусство, всегда сохраняю в своей душе.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.