(1729–1802)

 

Так сложилось исторически, что в развитии русской культуры вообще и музыки в частности немалую роль сыграли иностранцы. Один из них – Джузеппе Сарти, итальянский композитор, весьма продолжительная часть творческого пути которого прошла в Санкт-Петербурге.

Родина Сарти – город Фаэнца. Отец его – ювелир по роду занятий – увлекался игрой на скрипке. Путь Джузеппе в музыкальное искусство начинался в церковном хоре, именно в школе певчих он получил начальные навыки, а позднее покинул родной город, чтобы обучаться в Падуе у композитора Франческо Валотти, а также у Джованни Баттиста Мартини в Болонье. В двадцатилетнем возрасте Сарти возвратился в Фаэнцу, где получил должность органиста в кафедральном соборе. В таком качестве он проработал чуть больше десяти лет, но его влекла карьере оперного композитора. В 1750 году он отказался от должности.

По прошествии двух лет в Венеции состоялась премьера первого творения Сарти в оперном жанре – «Короля-пастуха». И тогда же композитор принял руководство оперным театром в родном городе – правда, ненадолго: уже в декабре он покинул Фаэнцу, получив предложение возглавить в Копенгагене итальянскую антрепризу.

В Дании композитор не только возглавлял антрепризу – завоевав расположение короля, он получил еще и должность придворного капельмейстера. Более того, сам король брал у него уроки пения. В датской столице Сарти провел два десятилетия – но, как ни странно, он за это время так и не смог освоить датский язык. Впрочем, это не мешало композитору создавать зингшпили на датские либретто, пользуясь подстрочным переводом. Писал он и итальянские оперы. В общей сложности он создал в Копенгагене двадцать четыре произведения, оказав тем самым влияние на становление оперного жанра в Дании. Наиболее известное творение Сарти датского периода – опера «Покинутая Дидона».

Службе Сарти в Дании положило конец в 1775 году банкротство антрепризы. Из-за больших долгов, связанных с этим, суд предписал ему покинуть пределы страны. Он отправился в Венецию, где возглавил женскую консерваторию, а через четыре года перебрался в Милан, где Джованни Паизиелло помог ему стать в кафедральном соборе музыкальным руководителем. И в Венеции, и в Милане Сарти продолжал работать над операми – и с большим успехом. Его «Ахилл на Скиросе», «Деревенская ревность», «Юлий Сабин» и другие произведения восхищали публику – и не только в Италии: «Двое ссорятся – третий радуется» с большим успехом ставилась в Вене. О ее популярности свидетельствует то, что Вольфганг Амадей Моцарт процитировал мелодию из нее в своем «Дон-Жуане».

С 1784 года композитор жил в России. При дворе Екатерины II он занял должность капельмейстера, сменив на этом посту Джованни Паизиелло. В Санкт-Петербурге ставились новые оперы композитора – «Кастор и Поллукс», «Утешенные любовники» и еще шесть произведений. Однако отношения с певцами складывались непросто, и, в конце концов, Сарти подал в отставку. Однако возвращаться в Италию он не стал – отныне он служил под началом Григория Потемкина, который планировал открыть музыкальную академию в Екатеринославе и предполагал, что Сарти возглавит ее. Этот план не был осуществлен, однако композитор несколько лет провел на юге Российской империи, создавая музыку к различным торжественным случаям – кантату в честь визита императрицы в Херсон, ораторию в честь взятия Очакова.

В 1793 году Сарти вновь стал капельмейстером при дворе и оставался таковым и после кончины Екатерины II – при Павле I, в честь коронации которого создал кантату «Гений России». Новый император осыпал его милостями: пожаловал высокий чин, даровал деревни в Московской губернии. В эти годы Сарти продолжал создавать оперы, наибольшую известность среди которых приобрела опера «Эней в Лации». Однако его творчество в период жизни в России не ограничивалось оперным жанром – Сарти написал немало духовной музыки, причем не только католической, но и православной. Церковно-славянского языка он не знал, но это – как и в случае с датскими зингшпилями – не помешало ему написать ряд хоровых концертов и песнопений. Некоторые из них не опубликованы и по сей день.

В пору службы при российском дворе Сарти не только создавал музыку, но и занимался научными изысканиями в области науки. Он экспериментировал с монохордом, органными трубами, камертоном. Целью его исследований было уточнение эталона высоты. Результаты своих изысканий он изложил в докладе, с которым выступил в Академии наук в российской столице в 1796 году. Благодаря исследованиям Сарти был установлен так называемый «петербургский камертон» – эталон высоты, равный 436 Гц (это было несколько выше эталона, принятого в Великобритании).

Джузеппе Сарти возглавлял придворную капеллу до 1801 года. Выйдя в отставку, он отправился в Берлин, но по дороге в Германию скончался.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.