На сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера ранней оперы Родиона Щедрина «Не только любовь»

 

Лариса Андреева-Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев-Володя

Действие произведения происходит в советском колхозе спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета история главной героини – председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед сложным выбором между чувством к молодому парню и профессиональным долгом. Сам Щедрин называл свое сочинение «колхозным “Евгением Онегиным”». И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра – подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом.

Созданная на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова опера Щедрина обрела свою новую сценическую жизнь, благодаря яркой постановке Евгения Писарева в тандеме с художником-постановщиком Максимом Обрезковым, художником по костюмам Марией Даниловой, хореографом Сергеем Землянским и музыкальным руководителем спектакля Феликсом Коробовым.

Лариса Андреева-Варвара Васильевна, Кирилл Матвеев-Володя-

«Не только любовь» — первая опера Родиона Щедрина. Мировая премьера состоялась 5 ноября 1961 года на сцене Новосибирского театра оперы и балета, через полтора месяца опера была поставлена в Большом театре. Главное ее достоинство – непринужденность, простота и доступность стилистики.

Юмористическое отношение к сюжету, остроумие и упоение жизнью делает «Не только любовь» особенно увлекательной. Показан всего лишь один день из жизни колхозников, их заботы о пахоте, весеннем севе, невозможным из-за затяжных дождей. Щедрин, благодаря своему композиторскому опыту и наблюдательности ума, мастерски передал в музыке поэзию будничного труда, особую прелесть деревенских посиделок, приоткрыл завесу над внутренним миром девчат и парней, каждый из которых обладает своей индивидуальностью.

Лариса Андреева-Варвара Васильевна, Феликс Кудрявцев-Федот Петрович

Председатель колхоза Варвара Васильевна – молодая энергичная женщина, обладающая властью и обаянием. Ее авторитет непререкаем. Нелёгок путь героини к счастью, много испытаний и невзгод ей суждено было преодолеть на своем пути. Главная идея оперы заключает в себе удивительную любовь к жизни односельчан, правдивость происходящего на сцене не может не удивлять. Подобной достоверности событий в опере Щедрин добивается посредством русской частушки. Частушка, как и песня иного жанра, вобрала в себя народную мудрость. В ней воплощены самые разнообразные состояния человеческой души – радость и печаль, юмор и сатира. Сложный, сотканный из противоречий внутренний мир Варвары Васильевны сочетает в себе темперамент, удаль и в то же время печаль-тоску. Этих качеств добилась в создании образа своей героини Лариса Андреева.

Бесшабашный и заносчивый Володя Гаврилов (Кирилл Матвеев) неглупый и очень даже душевный человек. Он не отдает отчета в своих чувствах и поступках и в чем-то напоминает разгульного работника Сергея в опере «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича. Душевный облик Наташи, невесты Володи (Мария Макеева) прост и мягкосердечен. Она еще очень молода и не может соперничать с удалой Варварой. Общие картины сельского быта дополняет Кондурушкин, руководитель самодеятельного оркестра (Максим Осокин) – местный самодур, преисполненный чувства ответственности за своих музыкантов. Прямолинейный и безнадежно влюбленный в Варвару Васильевну бригадир трактористов Федот Петрович (Феликс Кудрявцев) наделен хлестким юмором и какой-то бравой удалью. Роль народа в опере поручена хору как неотъемлемому участнику действа. Щедрин здесь прибегает к использованию сцен-диалогов между солистами и хорами. Чего стоит, например, колористическая сцена вечерочки из II действия, ярко и выпукло раскрывающая характеры героев (безупречная работа хормейстера Станислава Лыкова).

Мария Макеева-Наташа

Частушка вторгается в жизнь односельчан. Каждый герой стремится перепеть и переиграть друг друга. Диапазон настроений многогранен – от лирических страданий, приближающихся к протяжным народным песням до более скромных по мелодическим качествам напевам. Все это очень натурально передает деревенский колорит. Оркестр поражает специфическим использованием инструментов в их необычных сочетаниях и тембровых красках, заключающих в себе фейерверк музыкального юмора. Феликс Коробов добился от музыкантов необычайной слаженности и контрастности звучания.

Феликс Коробов, музыкальный руководитель постановки:

«Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Вместе с режиссером Евгением Писаревым мы чувствуем оперную историю Щедрина абсолютно одинаково. Это абсолютно органичная русская музыка, и никакой искусственности там нет. Щедрин не писал в стиле частушек – он писал частушки. Он писал не монологи в стиле деревенских воплей – он писал деревенские вопли. Эта опера точно никого не оставит равнодушным. Она захватывает с первой минуты и не отпускает до самого конца».

Судьба сценических показов оперы-первенца Щедрина на сцене МАМТа весьма благосклонна. Премьера 1981 года в постановке Ольги Ивановой и оформлении Сергея Бархина под управлением Владимира Кожухаря вызвала немалое восхищение у публики. И вот, наконец, спустя десятилетия, очередное обращение к щедринскому оперному сюжету.

Лариса Андреева-Варвара Васильевна

Постановочная команда спектакля знакома не понаслышке зрителям Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Евгений Писарев ранее уже ставил здесь комическую оперу Россини «Итальянка в Алжире», художник Максим Обрезков участвовал в оформлении декораций «Риголетто» Верди, а художник по костюмам Мария Данилова  — неоднократный участник постановок «Дон Жуана» Моцарта, «Хованщины» Мусоргского, «Пиковой дамы» Чайковского.

Перед Евгением Писаревым стояла непростая задача максимально приблизить события оперы, описанной в либретто, к советской эпохе того времени. Импрессионистическая сценография и почти документальные костюмы отражают двойственность музыки Щедрина.

Евгений Писарев, художник-постановщик:

«С самого начала меня очень впечатлило, какой в этой небольшой по объему опере заложен драматургический диапазон. Она и в веселии безудержна, и в переживаниях не знает границы. И эти русские горки блестяще переданы в музыке. Начинается опера как некая стилизация, полная комизма, и за полтора с небольшим часа переходит в настоящую драму. Пройти этот путь – задача одновременно очень сложная и очень интересная, и артисты с удовольствием включились в эту работу. Частушка у Щедрина – это импровизация, это поединок в остроумии, быстроте реакции. Мы не делали специального акцента на историческом фоне, но он есть, и он очень важен. Действие оперы происходит после смерти Сталина, когда страна стояла на пороге перемен. И как всегда общество поначалу этих перемен боится, сторонится их, а потом понимает их необходимость, включается в них».

Финальная сцена из спектакля

Естественность и реалистичность постановки и та тщательность, с которой были выписаны персонажи, продуманность деталей быта и мизансцен погрузили зрителей в атмосферу русской деревни, описанной в рассказах Сергея Антонова. Холодное серое небо и бесконечный дождь не дает покоя героям и их душам. Поэтому, распутье у каждого героя за спиной на фоне выжженной после войны черной земли и опорных мачт линий электропередач. Дождь мешает не только началу посевных работ, но и вообще жизни деревенской молодежи, не чувствующей тепла весны.

 

 

Фото предоставлены пресс-службой Московского музыкального  театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко

Автор фото — Сергей Родионов