(1921–2016)

 

Мысль о создании монооперы зародилась у Франсиса Пуленка под впечатлением искусства Марии Каллас, но, как утверждал композитор, осуществлением этого замысла он обязан другой певице. Это была его соотечественница Дениз Дюваль, с чьим именем связаны и другие оперы Пуленка. Впрочем, она блистала и в многих постановках.

Родина Дениз Дюваль – Париж, но в детские годы ей пришлось немало попутешествовать вместе с родителями: отец ее, будучи военным, по долгу службы вынужден был часто менять место проживания. Некоторое время семейство жило во Французском Индокитае, позднее – в Западной Африке, затем – в Китае. Наконец, они возвратились во Францию и надолго поселились в городе Бордо. В то время никто не предполагал, что Дениз станет профессиональной певицей, хотя петь ей очень нравилось. Судьбу ее решил случай: однажды пение Дениз услышал директор консерватории, и вскоре она стала студенткой.

Оперный дебют Дюваль состоялся в 1943 году в Бордо – ее первой партией в оперном театре этого города стала роль Лолы в «Сельской чести» Пьетро Масканьи. Скоро последовали выступления в других партиях: Сантуцца в той же опере, Чио-чио-сан в «Мадам Баттерфляй» и Мими в «Богеме» Джакомо Пуччини, Мелизанда в «Пеллеасе и Мелизанде» Клода Дебюсси, Маргарита в «Фаусте» Шарля Гуно, Микаэла в «Кармен» Жоржа Бизе, заглавная роль в «Таис» Жюля Массне.

Завоевав за два года любовь публики в Бордо, в 1945 году Дениз отправилась покорять Париж. Казалось, что для успеха на сцене столичного театра у нее есть всё – и великолепный голос, и красота, и некоторый сценический опыт – однако надеждам ее не удалось оправдаться. Единственное, чего ей удалось достичь в Париже в тот год – это контракт с «Фоли-Бержер». В этом варьете она исполняла оперные арии, появляясь перед публикой… в полураздетом виде.

Лишь по прошествии года артистка удостоилась приглашения в Парижскую оперу. В 1946 году она выступила в партии Саломеи в «Иродиаде» Жюля Массне, а в следующем сезоне на сцене «Опера-комик» исполнила роль Чио-чио-сан. Именно во время репетиций этой оперы на нее обратил внимание Франсис Пуленк. Композитор в то время был озабочен поисками исполнительницы на главную роль в своей опере «Груди Тирезия», и ему никак не удавалось найти подходящую певицу. Из-за этого откладывалась премьера оперы – ведь к постановке она была принята еще в 1945 году. Не то чтобы в Париже не было хороших певиц, таковых было немало, но к исполнительнице партии Терезы-Тирезия предъявлялись особые требования: для воплощения этого абсурдистского фарса с мрачно-трагическим оттенком требовалась исполнительница, обладавшая не только хорошим голосом и красотой, но и чувством юмора, и особой сценической свободой (ведь героиня по ходу действия перевоплощается в мужчину). Дениз Дюваль всем этим обладала, и Пуленк понял: вот та самая Тереза, которую он искал!

Премьера оперы «Груди Тирезия» – первого творения Пуленка в этом жанре – состоялась в июне 1947 года и принесла успех не только композитору, но и певице. С этого времени Дениз Дюваль стала истинной «музой» Франсиса Пуленка, «моя Дюваль» – так он называл певицу, а один из своих вокальных циклов – «La Courte Paille» – он посвятил Ришару, сыну Дениз.

Как известно, действие пьесы Гийома Аполлинера, положенной в основу оперы, Пуленк перенес из Занзибара в Монте-Карло. Именно в оперном театре этого города Дюваль пела всё последующее десятилетие. Среди исполненных ею партий – Консепсьон в «Испанском часе», Мюзетта в опере «Богема», Нинетта в «Любви к трем апельсинам». Она участвовала в исполнении оратории «Жанна д’Арк на костре» Артюра Онеггера в Милане и «Галантных Индий» Жана-Филиппа Рамо во Флоренции.

Тем временем Пуленк, работая над «Диалогами кармелиток» – своей второй оперой – уже прицельно учитывал особенности голоса Дениз Дюваль, а партию главной героини – Бланш – он создавал в расчете именно на нее. Правда, в силу сложившихся обстоятельств на мировой премьере, состоявшейся в Италии в 1957 году, в миланском театре «Ла Скала», в этой роли выступила другая исполнительница – румынская певица Вирджиния Дзеани, но на французской премьере, состоявшейся в том же году, эту партию пела Дюваль. В отличие от «Грудей Тирезия», не всеми принятого в силу своей сюрреалистичности, «Диалоги кармелиток» обернулись триумфом и для автора, и для певицы. Два года спустя была представлена последняя опера Пуленка, справедливо считающаяся его высшим достижением в этом жанре. «Человеческий голос» ставил перед певицей особую задачу: не было партнеров, не было сценического действия в привычном понимании – в таких условиях от певицы требуется исключительная артистическая одаренность – не только вокальная, но и драматическая – чтобы удержать внимание публики. И Дениз Дюваль блестяще справилась с этой задачей.

Вскоре после триумфа «Человеческого голоса» Дюваль приняла участие еще в одной мировой премьере – в Кёльне она пела в опере «Смерть Распутина» американского композитора русского происхождения Николаса Набокова. В начале 1960-х годов она выступала в театре «Колон» в Буэнос-Айресе.

Тяжелым ударом стала для певицы смерть Пуленка в 1963 году. Тогда же у нее возникли проблемы со здоровьем, отразившиеся на голосе. Лечение не принесло результатов, и по прошествии двух лет она приняла решение о завершении сценической карьеры и в последующие годы работала как преподаватель и оперный режиссер.

Дениз Дюваль ушла из жизни в 2016 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.