На берегах Невы завершился XXXII музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей»
Прошедший, насыщенный многочисленными событиями 241-й сезон Мариинского театра, был ознаменован чередой премьер: оперы «Демон» Рубинштейна, «Пуритане» Беллини, «Гугеноты» Мейербера, «Золушка» Россини, «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, а также балеты «Анюта» Гаврилина в постановке Владимира Васильева, «Концертные танцы» на музыку Стравинского и «Коппелия» Делиба в постановке Александра Сергеева.
Статистика посещений спектаклей поистине впечатляет! Петербургские сцены Мариинского театра посетило около 2 000 000 зрителей. На сценах Мариинского театра было представлено 363 балетных спектакля, 495 оперных спектаклей и 454 концерта, включая события с приглашенными коллективами. Было проведено более 20 прямых трансляций и 4 показа записей концертов и спектаклей Мариинского театра, собравших свыше 7 000 000 просмотров из 53 стран мира: Австрии, Азербайджана, Аргентины, Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Гонконга, Греции, Грузии, Израиля, Индии, Испании, Италии, Казахстана, Канады, Киргизии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Македонии, Мексики, Молдовы, Нидерландов, Норвегии, ОАЭ, Польши, Португалии, России, Румынии, Сербии, США, Таиланда, Тайваня, Турции, Узбекистана, Украины, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Чили, Швейцарии, Швеции, Эстонии, ЮАР, Южной Кореи и Японии.
Одним из знаковых событий прошедшего фестиваля «Звезды белых ночей» стала мировая премьера кантаты петербургского композитора Феликса Кругликова на стихи Марины Цветаевой.

Константин Рылов, хор и симфонический оркестр Мариинского театра. Фото Наташи Разиной (2023) © Мариинский театр
На сцене Концертного зала Мариинского театра под управлением главного хормейстера Константина Рылова сочинение исполнили хор и симфонический оркестр Мариинского театра, а также солистки: Гелена Гаскарова (сопрано) и Анна Кикнадзе (меццо-сопрано).
Кантата включает в себя пятнадцать произведений Марины Цветаевой 1909-1941 годов, в том числе стихи, долгое время не публиковавшиеся. Эта подборка дополнена поэтическими строками «Мне голос был…» современницы поэтессы Анны Ахматовой и православной молитвой «Богородице Дево, радуйся» (Песнь Пресвятой Богородице).
В своей музыкальной партитуре Феликс Кругликов исследует события Февральской и Октябрьской революций 1917 года. На фоне крупных исторических потрясений композитор рассматривает личную трагедию героини. Кругликов окружил имя Цветаевой ореолом вечности — поэт, говорящий о времени, одновременно становится зеркалом эпохи.
Феликс Кругликов:
«В России проживали совершенно гениальные провидцы, достаточно вспомнить Розанова, Достоевского, Блока. Это люди, оставившие нам великое наследие. Будучи москвичкой, Цветаева в начале XX века находилась в эпицентре смутного времени. Она стала его летописцем, передав в своих стихотворениях трагедию, увиденную своими глазами».
Еще один эпизод кантаты посвящен царской семье и цесаревичу Алексею. Феликс Кругликов раскрывает тему через прием столкновения, соединения противоположных фрагментов, не раз встречающийся в кантате. Монолитное и целомудренное звучание хора и оркестра Мариинского театра придало еще больший импульс лирике Цветаевой. Программу концерта дополнили «Симфония псалмов» и Месса Игоря Стравинского. Католическая месса для хора и оркестра на латинском языке проникнута интонациями русского фольклора и православной литургии. Стравинский исследует сферу старинной полифонической музыки в контексте неоклассицизма. Композитор дает оценку своему времени сквозь призму истории, его произведения — своеобразная дань традиции старым формам:
«Традиция – понятие родовое; она не просто передаётся от отцов к детям, но претерпевает жизненный процесс: рождается, растёт, достигает зрелости, идёт на спад и, бывает, возрождается» (И. Ф. Стравинский «Диалоги»).
«Симфония псалмов» была создана в 1930 году к юбилею Бостонского симфонического оркестра. Строки из Псалтыря Стравинский выбрал таким образом, что каждая следующая часть по смыслу продолжает предыдущую. В симфонии звучит латинский текст псалмов, хотя изначально композитор долго и кропотливо работал с русским текстом, что несомненно отразилось в музыкальных интонациях произведения. Слушая эту музыку, в очередной раз поражаешься ее необычайной компактности и соразмерности, насколько созвучна она сегодняшнему времени.
Петербургская премьера Второго виолончельного концерта американского композитора, виолончелиста и дирижёра ирландского происхождения Виктора Херберта стала еще одной заметной доминантой фестиваля «Звезды белых ночей». Сольную партию превосходно исполнил лауреат XVII Международного конкурса им. Чайковского, талантливый молодой виртуоз Иван Сендецкий. Романтический дух и поэтика концерта Херберта во многом роднят его музыку с Антоном Дворжаком, чей не менее знаменитый Виолончельный концерт появился позже и тоже на берегах Нового Света. Эффектная и виртуозная партия виолончели сплетается с оркестровым аккомпанементом, демонстрируя безграничный арсенал технических возможностей инструмента. Игра Ивана Сендецкого произвела колоссальное впечатление, благодаря гибкости и рельефности звучания. Оркестр Мариинского театра под управлением Кристина Кнаппа выступил чутким и достойным партнёром солиста.

«Мазепа». Фото Наташи Разиной (2024) © Мариинский театр
В оперной афише фестиваля традиционно преобладало немало русских названий. На исторической сцене Мариинского театра был исполнен один из легендарных спектаклей репертуара — опера Петра Ильича Чайковского «Мазепа». Сам композитор утверждал в свое время, что ни одно из произведений ему не давалось с таким непосильным трудом, как эта опера на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Полтава». За свою многолетнюю историю постановка «Мазепы» выдержала пять оригинальных сценических версий, включая режиссерскую работу Юрия Александрова (1998 год). И все же исторический спектакль Ильи Шлепянова (со дня капитального возобновления певцом и режиссером Юрием Лаптевым в 2009-м постановки 1950 года) успешно продолжает радовать сердца петербуржцев и гостей города.

«Мазепа». Фото Наташи Разиной (2024) © Мариинский театр
Эта версия представляет собой яркий образец сталинского ампира с типичными особенностями стиля той эпохи: статичность мизансцен, помпезная сценография Александра Константиновского, подчеркнуто достоверный историзм костюмов. При своем исключительном мелодическом даре Чайковский не лишает оперу доступности и легкости понимания. Он связал общественно-исторический конфликт главного героя с личной драмой Марии. У Пушкина же образ гетмана очерчен резкими штрихами, давшими Чайковскому импульс для многогранной музыкальной характеристики Мазепы. И хотя он жертвует Марией во благо достижения своих корыстных целей, но и сочувствует ей.

«Мазепа». Фото Наташи Разиной (2024) © Мариинский театр
В главных партиях были заняты ведущие солисты Мариинской оперы: Александр Морозов (Кочубей), Надежда Сердюк (жена Кочубея), Инара Козловская (Мария, их дочь), Игорь Морозов (Андрей, молодой казак). В роли хладнокровного гетмана Мазепы удачно дебютировал Вячеслав Васильев. Он воплотил на сцене бессердечного властного и отчаянного злодея. Его жестокость и самоуверенность не знают границ. Мария Инары Козловской запомнилась особой нежностью и деликатностью чувств. Образ героини динамизируется параллельно развитию сюжетной линии — от возбуждения к восторгу (в сцене с Мазепой) и к взрыву отчаяния (финал сцены с матерью). Безумие несчастной страдалицы сменяет эпизод воскрешения (сцена с Андреем и колыбельная). Здесь и сама музыка, и оркестровые краски достигают редкой яркости и выразительности. Порадовали хор и оркестр Мариинского театра под руководством темпераментного маэстро Валерия Гергиева, вдохнувшего в гениальную партитуру Чайковского пылкий накал страстей и драматических переживаний.
Пока нет комментариев