Кажется, только ленивый журналист не сравнил премию «Benois de la danse» с премией Американской академии кинематографических искусств и наук – «Оскаром». Оно и понятно: «балетный Оскар» вручался уже в шестнадцатый раз и за эти годы, пройдя «огонь, воду и фанфары славы», завоевал международное признание и высокий авторитет. Биографическая летопись Премии изобилует драматическими сюжетами. Были времена, когда с подмостков Большого театра, где впервые была воплощена идея Юрия Григоровича, ритуал награждения переместился в иные страны. Появилась и «дочерняя» «Benois-Мясин», осуществленная в итальянском Позитано. Всякий раз собрать номинантов в Москве было очень хлопотным, а ныне и вовсе требуются неимоверные усилия Дирекции во главе с Региной Никифоровой, чтобы в нужные день и час счастливцы оказались в России, миновав все превратности окольных перелетов. Проводить торжественную церемонию становится все сложнее: глобально повышаются мировые цены, сокращаются авиарейсы. Благо у Премии есть надежные партнеры и друзья, такие, как, например, корпорация «Росатом», ОАО «Северсталь», «Natura Siberica». Ресторан «Метрополь» традиционно предоставляет свои пространства для пресс-конференции и — накануне мероприятия – «press-party». Здесь a комфорте живут члены жюри Премии и ее соискатели.

Рената Шмкирова и Кимин Ким

Состав международных арбитров изящества всякий раз обновляется. В этот раз в списке Патрик де Бана, Начо Дуато, Юкари Сайто-Федоров, Тамаш Шоймоши, Андрей Уваров, Цюй Цзыцзяо. У руля Премии уже третий год Светлана Захарова, и идея передать в ее руки художественное руководство оказалась абсолютно плодотворной.

Екатерина Кондаурова и Константин Зверев

Похоже, с учетом объективных обстоятельств отыскивать достойные имена ежегодно становится труднее и труднее. Ныне все выдвинутые на премию хореографы номинированы за полнометражные сюжетные спектакли. Особенно отрадно, что поставлены они по произведениям классической литературы, что требует от балетмейстеров значительно больших знаний и умений, чем создание компактных бессюжетных «одноактовок».

Любопытно, что у премии нет регламентации в номинациях. В прошлом заветные статуэтки получили художники (сценографы), композиторы. Были и награжденные за вклад в искусство хореографии. По-видимому, на сей раз для жюри претендентов на эти номинации не нашлось, а опускать установленную высокую планку не захотели.

Еще одной проблемой видится попытка отыскать достойных ведущих церемонии. При замечательном сценарии от ведущих требуется умение в нужный момент тактично импровизировать. Желательны владение английским языком, способность отрывать взгляд от бумажки с текстом. Конечно, ведущие такого яркого и волнующего балетного торжества должны быть в контексте хореографического искусства, к тому же выглядеть импозантно, не слишком контрастируя с выправкой балетных артистов. Ставка на медийные лица себя не вполне оправдывает. Вот сама Захарова, как раз и являет подобный образец умения прекрасно выглядеть, по-королевски без напыщенности держаться и искренне говорить. Поиски должны быть продолжены.

Светлана Захарова

Сама церемония проведена просто великолепно. Сцена Большого театра выглядела ослепительно нарядно и одновременно строго. Технические средства в виде впечатляюще-громадного ЛЭД-экрана и «оживающих» текстовыми ремарками кулис, вносили элемент волшебства.   Режиссура вечера продумана до мельчайших деталей, что избавило от нелепых заминок, к примеру, со стойкой микрофона или выносом статуэток.

В номинации «Лучшая работа хореографа» из пятерых победил Марко Гёкке (балет «В Голландских горах», Б.Барток, Й.Брамс, NITS, THIS MORTAL COIL, Нидерландский театр танца).

Солисты восьми ведущих танцевальных коллективов мира боролись в этом году за звание лауреата. Статуэтка «За лучшую роль танцовщицы» досталась прима-балерине Мариинского театра Олесе Новиковой, исполняющей в Мариинском театре партию Аспиччии в балете «Дочь фараона», Ц.Пуни-М.Петипа,Т.Канделоро, а лучшими танцовщиками  названы Артемий Беляков (Царь Иван IV, «Иван Грозный» (С.Прокофьев-Ю.Григорович, Большой театр России) и Герго Армин Балажи (Леон, «Эффект Пигмалиона», И.Штраус II-Б.Эйфман, Венгерский национальный балет, Будапешт).

Ева Сергеенкова и Дмитри Смилевски. «Сильфида»

В эмпиреи хореографии перенесли второе отделение вечера, а также следующий день, продолживший фестиваль «Benois de la danse». Расклад получился интересным: иностранцы сделали акцент на классическую хореографию, а российские танцовщики увлеклись современной лексикой. Конечно, без русских классиков не обошлось. И это благо, ибо выступление в pas de deux «Сильфиды» технически безупречного Дмитрия Смилевски и воздушной Евы Сергеенковой стало глотком чистого воздуха большого искусства.

Татьяна Мельник и Герго Армин Балажи. «Дуэт». Р. Вагнер-У. Иглинг

Вряд ли китаянка Сунь Хуэйсинь и ее партнер Чжан Хайдун из Ляонинского балета могли бы ожидать большого признания своим исполнением pas de deux «Лебединого озера», полное авторство (а не редакция) которого было неосмотрительно приписано Владимиру Малахову. Не больше шансов было у японцев Акиры Акияма и прыжковато-коренастного Арата Миягавы в pas de deux из балета «Талисман». Куда эффектнее прозвучал дуэт из балета «Le Parс», поставленного А. Прельжокажем на музыку Моцарта в исполнении Ренаты Шакировой и Кимина Кима. К слову, подбор артистов имел точную концепцию: все они в прошлом являлись лауреатами или номинантами Премии «Benois de la danse». Украсили вечер танцовщики Мариинского театра Екатерина Кондаурова и Константин Зверев в дуэте «Не вовремя», поставленном Александром Сергеевым на музыку Эйтора Вила Лобоса.

Никита Четвериков. «Санкт-Петербург – Амстердам»

Премия даже стимулирует творчество. Так, в качестве хореографа попробовал себя Никита Четвериков, исполнивший собственное solo «Санкт-Петербург – Амстердам». Правда, созданное на песню Жака Бреля, оно явилось лишь эпигонством аналогичной миниатюры Бэна Ван Кавенберга. Зато среди самых ярких впечатлений вечера оказались Светлана Захарова в «Лебеде» К. Сен-Санса- М. Фокина, Семен Чудин, переступивший границы академических канонов в миниатюре «Сон, вызванный полетом» в постановке Владимира Варнавы на музыку Клода Дебюсси. На большую сцену вышло сочинение Дмитрия Антипова. Его рахманиновскую «Элегию» очень поэтично исполнили Евгения Образцова и Артем Овчаренко. Еще одной премьерой (их было немало) стал “Arenal” на музыку Марии дель Мар Бонет. Хореографию Начо Дуато с энтузиазмом исполнили Ирина Перрен, Иван Зайцев и Данила Хамзин (Михайловский театр). Особых аплодисментов заслужил дирижер Антон Гришанин, который был чуток к темповым эволюциям танцовщиков и сумел мгновенно переключаться с привычных произведений Чайковского, Левенсхольда и Дриго на стилистику музыки Щедрина («Озорные частушки»).

Фото на память

 

 

 

Фото- Батыр Анадурдыев