(1921–1992)
Астор Пьяццолла – композитор, чье творчество стало истинной квинтэссенцией аргентинской музыки. Его роль в истории аргентинского танго сопоставима с ролью Иоганна Штрауса в истории вальса. Талант Пьяццоллы не сразу получил признание: с одной стороны, представители академической музыки усматривали в его мелодиях «эстрадный налет», а с другой – любители танго отвергали его творения из-за чрезмерной «серьезности», нетанцевальности, но со временем музыка Пьяццоллы получила признание не только в Аргентине, но и во всем мире.
Астор Пьяццолла появился на свет в городе Мар-дель-Плата в Аргентине, в семействе выходцев из Италии (его дед эмигрировал из Апулии, а отец был уже уроженцем Аргентины). Вскоре после его рождения семья перебралась в США. Проведя детские годы в Нью-Йорке, будущий композитор увлекся джазом. Когда ему было девять лет, семья поселилась в квартале, известном как Маленькая Италия, здесь Астор научился играть на бандонеоне – инструменте из семейства ручных гармоник. Но, хотя Пьяццолла освоил его в Маленькой Италии, бандонеон является частью аргентинской культуры, с конца XIX столетия входя в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону аргентинское танго звучит так щемящее-лирично. Как вспоминал впоследствии Пьяццолла, отец увлек его игрой на бандонеоне, чтобы отвлечь от общения с подростковой бандой (ведь мальчик к тому времени уже был исключен из школы за участие в драке). Хотя отец и не планировал сделать из сына музыканта, а всего лишь желал оградить его от дурных компаний, подарок оказался судьбоносным. Занятия были столь успешными, что уже через два года Астор начал выступать, завоевывая симпатии публики.
Музыкальный кругозор юного Пьяццоллы не ограничивался джазом и аргентинским танго: с двенадцати лет он обучался фортепианной игре у Белы Вильды. Это был академический пианист – ученик Сергея Васильевича Рахманинова. Вильда привил ученику любовь к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. По его совету Пьяццолла начал играть творения великого немецкого композитора не только на фортепиано, но и на бандонеоне.
Пьяццолла возвратился на родину, когда ему было шестнадцать лет. Он выступал в ночных клубах и одновременно учился композиции у Альберто Хинастеры – известного композитора академического направления. Влияние Хинастеры проявилось в многочисленных произведениях академического плана, которые Пьяццолла создавал на протяжении 1940-х годов: он написал немало сонат, сюит, увертюр. Но одновременно его все сильнее интересовало аргентинское танго. Он играл в небольших оркестрах, а в 1939 году случай помог попасть в оркестр, который возглавлял Анибаль Тройло – знаменитый бандонеонист (первоначально Пьяццоллу взяли в его оркестр временно вместо заболевшего музыканта).
В 1946 году композитор организовал свой исполнительский коллектив, который назвал «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр» (впрочем, поклонники именовали его проще – «Группа 1946»). Композитор продолжал работать в академическом русле, используя элементы аргентинского танго. Он задался целью поднять бандонеон до высот академического инструмента. В таком русле были созданы «Буэнос-Айресская рапсодия», «Симфония Буэнос-Айреса», Симфониетта для камерного оркестра. Побывав в 1954 году в Париже, он показал свои произведения Наде Буланже и обучался у нее на протяжении полутора лет – но, по словам Пьяццоллы, за эти восемнадцать месяцев он научился столь многому, как если бы учился восемнадцать лет. От Буланже он получил совет: не пытаться возвысить танго до уровня симфонии, а использовать его элементы как базовые.
Этим путем пошел Пьяццолла в сочинениях последующих лет: «Трех минутах с реальностью» для бандонеона, челесты и струнного оркестра, «Танго-балете» для инструментального октета, камерной опере «Мария из Буэнос-Айреса», основанной на различных жанрах городской музыки, характерных для аргентинской столицы. Впрочем, Пьяццолла не замыкался в пределах танго – например, в 1960 году он написал трехчастный Концерт для бандонеона, струнных и ударных, а в 1963 году – «Три симфонических движения». В 1969 году были написаны три баллады на стихи Орасио Феррера, именно так родилась танго-песня – жанр принципиально новый. Ко второй половине 1960-х годов относятся и «Времена года в Буэнос-Айресе». В 1970-х годах он осуществил несколько записей в стиле джазовой импровизации совместно с Джерри Муллиганом, саксофонистом.
Пьяццола был чрезвычайно плодовитым композитором – за одно только последнее десятилетие жизни он создал три сотни танго (и это, не считая других сочинений – например, киномузыки). Он не только сочинял музыку, но и активно концертировал – большую часть своих сочинений он исполнил сам.
Композитор скончался в 1992 году от последствий инсульта, перенесенного двумя годами ранее.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев