Антонин Рейха – удивительная фигура в истории музыки. Исполнитель-виртуоз и композитор, оставивший внушительное творческое наследие, при жизни прославился, главным образом, как теоретик и педагог. Неутомимый экспериментатор, настороживший дерзновенностью своих замыслов даже своего ровесника и близкого друга Бетховена, как композитор на долгое время был предан забвению. Однако, по мнению современных исследователей, Антонин Рейха стал тайной точкой опоры всей романтической эпохи.

Рейха родился 26 февраля 1770 года в семье пражского волынщика. Когда мальчику было всего 10 месяцев, отец умер. Мама и отчим, воспитывавшие Антонина, не были заинтересованы в его образовании, и, будучи ещё ребёнком, он это понимал. Однажды, в возрасте десяти лет, Рейха неожиданно для себя совершил побег из дома, вскочив на попутную перевозку. Так он познакомился со своим дедушкой по отцовской линии Вацлавом Рейхе, который жил в Клатови (Богемия) и приютил внука у себя. Вскоре Антонина забрал к себе его дядя по отцу, виртуозный виолончелист, концертмейстер и композитор Йозеф Рейха, живший со своей женой в местечке Валлерштайн (Бавария). Семья была бездетная, и окружила юного Антонина заботой и вниманием. Дядя учил мальчика игре на скрипке, фортепиано и флейте, а по настоянию жены Антонин изучал также французский и немецкий языки. Именно в Валлерштайне он впервые услышал самое раннее известное сочинение для флейты, гобоя, кларнета, рожка и фагота – Allegro Es-dur придворного композитора Антонио Розетти.

В 1785-ом году Йозеф Рейха был приглашён на престижную должность капельмейстера при дворе курфюрста Кёльна Максимилиана Франца Габсбурга, и вся семья переехала в Бонн. Здесь Антонин получил место второго флейтиста и скрипача в знаменитой Хофкапелле, которой руководил его дядя. Рядом с юным Рейхе в задней части альтовой секции этого оркестра сидел и его ровесник Бетховен – ребята быстро подружились и сохранили свою дружбу на всю жизнь. Учитель Бетховена Кристиан Готлоб Нефе тайно от дяди Антонина давал ему уроки композиции, а также познакомил с «Хорошо темперированным клавиром» Иоганна Себастьяна Баха. Талантливый Антонин в семнадцать лет уже дирижировал своей Первой симфонией, а в 1789 году Рейха и Бетховен вместе поступили в Боннский университет. Здесь юноша с особым увлечением изучал философию и математику, а в своих мемуарах впоследствии вспоминал, что в «боннские годы они с Бетховеном были неразлучными товарищами». В это же время он познакомился и с Йозефом Гайдном.

Трагические события 1794 года, когда Бонн был захвачен французами, заставили Рейху покинуть город, где он долгое время жил, учился и зарабатывал исполнением музыки. Антонин нашёл временное пристанище в Гамбурге. Поклявшись больше не выступать, Рейха стал обучать игре на музыкальных инструментах, гармонии и контрапункту, а свободное время посвящал сочинению, математике, философии. Именно тогда он начал много размышлять о природе композиции и методах её преподавания. Завершив свои первые оперы, Рейха, надеясь на успех в этом деле, осенью 1799 года отправился в Париж. Однако его ожидания не оправдались – несмотря на поддержку со стороны влиятельных друзей и представителей аристократии, Рейхе не удавалось ни добиться признания его старых либретто, ни получить подходящих новых. Расстроенный, Антонин в конце 1801 года покинул Париж и уехал в Вену.

На новом месте жизнь Рейхи вновь забурлила. Он возобновил дружбу с Бетховеном (в пылу которой он написал восемь струнных квартетов) и стал преданным другом престарелого Гайдна, чьё недавнее увлечение канонами обеспечило почву для общих творческих интересов. В Вене Рейха снова принялся за учёбу и, подобно Бетховену и молодому Шуберту, брал уроки у Антонио Сальери и Иоганна Альбрехтсбергера – последний был отличным мастером контрапункта и фуги. Как вспоминал в своих мемуарах Рейха, венский период был самым продуктивным и успешным: «В Вене я закончил удивительно много работ. <…> Моё воодушевление и воображение были неутомимы». Во дворце князя Йозефа фон Лобковица, известного покровителя Бетховена, была поставлена опера Рейхи L’Ouragan, потерпевшая неудачу в Париже. Вскоре после этого императрица Мария Терезия заказала ему оперу Argine, regina di Granata, в которой она пела на частном представлении в Императорском дворце. В 1803 году были изданы две дидактические работы, по художественной ценности заслуживающие концертного исполнения, – 36 фуг для фортепиано с посвящением Гайдну и трактат Practische Beispiele, содержащий 24 композиции для демонстрации разных форм, жанров и технических приёмов. В 1804 году публикуется крупномасштабный вариационный цикл L’Art De varier, созданный для принца Луи Фердинанда. В эти годы Бетховен работал над «Героической симфонией» и известно, что друзья обменивались мнениями о фуге в современной композиции. Хотя Бетховен, изучивший весь сборник из 36 фуг, и написал о них, что «фуга перестала быть фугой», идеи Рейхи о полифонии и методах варьирования оказали заметное влияние на дальнейшие изменения его стиля.

В 1806 году Рейха отправился в Лейпциг с целью постановки своей новой кантаты Lenore. По пути он остановился в Праге, чтобы навестить свою мать впервые после побега из дома. Это были последние несколько дней, после которых он никогда больше не увидит ни родных, ни Прагу.

Всю оставшуюся жизнь Рейха провёл в Париже, куда окончательно переехал в конце 1808 года из-за готовившихся военных действий в Австрии. Здесь он вновь обратился к оперному жанру, три его оперы были поставлены – Cagliostro (1810), Natalie (1816) и Sapho (1822), но, ни одна из них так и не заимела успеха у публики. Сам Рейха считал Sapho одним из величайших своих достижений, а Берлиоз с восхищением отзывался о трогательном дуэте и нескольких хорах из Sapho.

Несмотря на оперные неудачи, его известность неумолимо росла. В период с 1811 по 1820 гг. по просьбе пяти профессоров Парижской консерватории Рейха создал серию из 24 квинтетов для духовых инструментов. В них композитор экспериментировал с возможностями ансамбля и значительно расширил сонатную форму; квинтеты отличались высоким уровнем сложности, рассчитанной на виртуозных исполнителей, и стали такими популярными, что вскоре были сыграны во всей Европе. Рейха утверждал в своих мемуарах, что его духовые квинтеты заполнили нишу: «В то время была нехватка не только хорошей классической музыки, но любой хорошей музыки вообще для духовых инструментов, просто потому, что композиторы мало знали их техники». В 1814 году был опубликован Трактат о мелодии (Traité de mélodie), который принёс ему большую славу, а спустя три года вышли в свет 34 этюда, предваряемые замечаниями к молодым композиторам, 30 из них написаны в форме фуги. К 1817 году восемь учеников Рейхи уже были профессорами Парижской консерватории.

15 октября 1818 года Рейха женился на Вирджинии Энауст, которая подарила ему двух замечательных дочерей – Антуанетту-Вирджинию и Матильду-Софи.

Педагогические успехи, наряду с многочисленными теоретическими и композиторскими работами, привели в 1818 году к назначению Антонина Рейхи на должность профессора контрапункта и фуги Парижской консерватории. Его книги Cours de composition musicale (1818), Traite de haute composition musicale (2 тома, 1826) и Art du compositeur dramatique (4 тома, 1833) были переведены (в том числе Карлом Черни) и изданы на разных языках в Европе и Америке, став стандартными учебными пособиями на протяжении всего XIX века. В них Рейха рассуждал о будущем музыки, создал оркестр из двухсот человек, выступал за развитие четвертитоновой нотации, хоровой речитатив, дал первое ясное описание рондо-сонаты.

Учениками Рейхи были Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Генри Коэн, Шарль Гуно, Полина Виардо, Йозеф Абенгейм, Анри Брод, Жорж Онслоу, Луиза Фарренк (первая женщина, назначенная профессором фортепиано в Парижской консерватории) и многие другие.

В 1829 году Антонин Рейха стал официальным гражданином Франции, а спустя два года был возведён в кавалеры Ордена Почётного легиона. Его здоровье постепенно ухудшалось, и в 1832 году в письме директору Парижской консерватории Керубини Рейха сообщает, что он будет рад приветствовать своих учеников на занятиях у себя дома. Большим потрясением стал уход из жизни его близкого друга Бетховена, и хотя Рейха и пережил его на девять лет, с тех пор он практически перестал сочинять. За год до смерти Рейха сменяет Франсуа Буальдьё в Академии Художеств. Последним учеником Антонина Рейхи стал Сезар Франк, проучившийся у него с июня 1835 года десять месяцев, что оказало значительное влияние на тональные концепции и понимание формы будущего композитора. Рейха умер 28 мая 1836 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Вскоре после смерти бо́льшая часть сочинений Антонина Рейхи была забыта. Причиной тому послужило личное нежелание композитора уделять силы пропаганде своего творчества. В своих мемуарах он признаётся, что «счёл это пустой тратой времени и предпочёл остаться работать в своём кабинете». Однако память о нём сохранилась в дневниковых записях его многочисленных учеников, друзей и приверженцев, среди которых были также Шуман, Шопен, Мейербер, Россини, Вебер, Сметана.

Рейха внёс огромный вклад в развитие теории и практики композиции, а его значение для формирования духового квинтета так же велико, как Гайдна для струнного. Его оперные, симфонические и камерные произведения только с недавнего времени активно исследуются, обращая на себя всё большее внимание исполнителей и музыковедов.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.