Антонин Дворжак известен за пределами родной Чехии в основном как автор симфоний, «Славянских танцев» и иных инструментальных произведений, но одним из первых творений, прославивших его, стала кантата духовного содержания – Stabat mater.

Немало композиторов обращалось к этому средневековому гимну, посвященному скорбящей Богоматери, иногда это было связано с трагическими жизненными обстоятельствами. Например, Джованни Баттиста Перголези создавал кантату, пережив безвременную смерть возлюбленной (согласно легенде, то же самое произошло с Якопоне да Тоди – средневековым поэтом, которому приписывается создание текста этого гимна). Но Дворжаку содержание Stabat mater на момент создания кантаты было особенно близко: гимн повествует о родительском горе, композитор же в 1876 г. похоронил малолетнюю дочь Йозефу. Вскоре умерла и вторая дочь, а затем в результате нелепой случайности погиб сын-первенец. Антонин Дворжак и его супруга Анна остались одни, лишившись всех детей. «Если Бог мог допустить такое, он не хороший, он жесток, как дьявол! Ненавижу его! Бога нет, небеса пусты!» – восклицала несчастная мать. Но композитор был слишком глубоко верующим человеком, чтобы позволить себе такое отчаяние – его скорбь воплотилась в музыкальном произведении. В костеле, преклонив колени перед алтарем, осиротевший отец сотворил молитву, а затем, собрав разложенные по скамьям листы бумаги с текстами молитв, записал на них первые такты Stabat mater.

Антонин Дворжак задействовал в своем произведении оркестр, смешанный хор и четырех солистов – сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас. Десять номеров кантаты, среди которых есть и сольные, и хоровые, и ансамблевые, организованы в два раздела. Немалую роль играет оркестр, в котором часто появляются инструментальные соло, в особенности у духовых инструментов. В первом из них господствует настроение глубочайшей скорби, вторая же передает состояние человека, который постепенно приходит к примирению с трагической судьбой – ведь именно так должен был в конечном итоге принять удар судьбы христианин, каковым являлся Дворжак.

В первом номере – Stabat Mater dolorosa – развернутое оркестровое вступление построено на печальной теме с преобладающим нисходящим движением. Опора на полутоновые интонации уподобляет ее скорбному стону. Тема то просветляется, то достигает пределов отчаяния в секвенционном развитии. В оркестровое развертывание темы органично вливается хор. Следующую тему – более светлую – излагают сопровождаемые хором солисты, вступающие один за другим. Второй номер – Quis est homo, qui non fleret – композитор поручает квартету солистов. Скорбным интонациям женских голосов и тенора «отвечает» суровая речитация баса. Третий номер – Eja, Mater, fons amoris – хоровой: восходящее мелодическое движение у мужских голосов, которому придает жесткость пунктирный ритм, сопоставляется со скорбной секундовой интонацией женской группы хора, эти элементы сближаются в ходе развития, пока хор не сливается в едином скорбном звучании. Номер четвертый – Fac, ut ardeat cor meum – соло баса с хором, на сопоставлении которых строится музыкальное развитие. Хоровой пятый номер – Tui nati vulnerati – с его легким, «струящимся» ритмом оркестрового сопровождения вносит некоторое просветление в скорбную атмосферу предыдущих номеров. В шестом номере – Fac me vere tecum flere – хор вновь сопоставляется с солистом, на этот раз с тенором. Хоровой седьмой номер – Virgo virginum praeclara – открывается кратким оркестровым вступлением, затем инициатива передается хору, поющему то без сопровождения, то с оркестром. Номер восьмой – Fac, ut portem Christi mortem – поручен дуэту тенора и сопрано. После нескольких просветленных номеров девятый – Inflammatus et accensus – возвращает к настроению глубокой печали. Эту исполненную отчаяния скорбную арию в духе скорбного шествия исполняет меццо-сопрано. В десятом номере – Quando corpus morietur – как и в первом, участвуют все солисты и хор. Начинаясь, как и все номера кантаты в сдержанном темпе, он завершается единственным в произведении быстрым эпизодом – Amen. Ликующие юбиляции знаменуют победу над смертью и скорбью.

Если создание Stabat mater было вызвано глубоко трагичными обстоятельствами, то исполнение кантаты принесло композитору немало радости. В 1880 г. она прозвучала в Праге, в 1882 г. – в Брно и Будапеште. Супруга композитора без его ведома послала партитуру Иоганнесу Брамсу. Тот предложил произведение немецкому издательству, принадлежавшему династии Зимроков, представители которой издавали творения Людвига ван Бетховена и Рихарда Вагнера. С одним из экземпляров Stabat mater ознакомились устроители хорового фестиваля в Англии, и в 1880 г. Дворжак был приглашен в Лондон, чтобы дирижировать премьерой своего произведения. В первом исполнении Stabat mater участвовали восемьсот сорок хористов и девяносто два оркестранта, после исполнения они аплодировали композитору вместе с публикой. С этого момента английская публика полюбила Дворжака, он еще не раз посещал Великобританию, а в 1891 г. Кембриджский университет присвоил ему степень доктора. Накануне торжественной церемонии вновь была исполнена кантата Stabat mater.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено