(р. 1954)
«Близость к национальным корням», «соприкосновение с традициями русской культуры», «почвенность» – так очень часто характеризуют критики и музыковеды творчество современного российского композитора Алексея Львовича Ларина. И это совершенно справедливо: подобно музыке Георгия Васильевича Свиридова, Валерия Александровича Гаврилина, музыка Дмитрия Ларина – плоть от плоти русской народнопесенной традиции.
Родина Алексея Ларина – город Саратов, но начальное музыкальное образование он получил в столице – в Московской капелле мальчиков. Окончив это учебное заведение в 1971 г., он продолжил образование в Институте им. Гнесиных, а с 1976 г. проходил там стажировку. Еще до окончания стажировки – с 1978 г. – он начал преподавать в Институте, что и продолжает делать по сей день, успешно совмещая с творчеством. Среди преподаваемых им учебных дисциплин – инструментовка, сочинение, чтение оркестровых партитур и другие предметы.
Немало впечатлений принесла ему в своё время поездка в Амурскую область на Зейскую ГЭС, средства на это были выделены по линии ЦК ВЛКСМ. Руководство комсомола желало, чтобы молодые композиторы-симфонисты окунулись в гущу народной жизни, узнали, чем живет широкая публика.
Начало 1990-х гг. выдалось для Алексея Ларина таким же трудным, как и для многих его коллег: профессия композитора оказалась не в чести, но более всего удручали материальные затруднения. Дохода, который приносила преподавательская деятельность в Институте им. Гнесиных, на жизнь не хватало, пришлось искать дополнительный заработок. Выручило первое образование: будучи дирижером-хоровиком, Ларин в этом качестве сотрудничал с разными исполнительскими коллективами – например, с Капеллой музея «Московский Кремль» (с этим хором он даже гастролировал за пределами России). Композитор считал, что ему повезло – ведь многим его коллегам пришлось тогда ради выживания заниматься делами, совершенно не связанными с музыкой (например, частным извозом). Но как бы ни было трудно, Ларин никогда не задумывался об эмиграции. Когда его спрашивали, почему он так поступает, композитора отвечал: «Должен же здесь кто-то оставаться», но за этой иронией скрывалась принципиальная позиция творческой личности: «Без нашего конкретного неба, без нашего конкретного леса, без конкретного человека, окружающего нас, русскому жить трудно», – утверждает Алексей Ларин.
Но тяжелые времена приходят и уходят, а творчество остается. Композитор сумел научиться жить и творить в изменившейся стране: да, в современной России нельзя надеяться ни на щедрую оплату композиторского труда (случается и так, что он вообще не оплачивается), ни на помощь государственных структур в продвижении новой музыки – гораздо важнее оказываются личные связи. Например, Ларина связывает многолетняя творческая дружба с хоровым дирижером Геннадием Дмитряком, благодаря этому содружеству было исполнено немало сочинений Ларина. Например, в 1992 г. по просьбе хормейстера композитор создал кантату «Рождественские колядки» для хора, солистов и ударных инструментов, в которой объединены фольклорные мотивы трех славянских народов – русского, белорусского и украинского. Для Капеллы им. Юрлова было написано другое сочинение – поэма-кантата «Песня про купца Калашникова».
Хоровые произведения занимают важное место в творчестве Алексея Ларина: оратория «Русские страсти», кантата «Солдатские песни», хоровой концерт «Кровь казачья», хоровой цикл «Пушкинские страницы» – лишь малая часть того, что создано композитором на этом поприще. Но хоровая музыка – не единственное направление его творческой деятельности. Перу Ларина принадлежит балет «Гулливер в стране лилипутов», Симфония, музыка к кинофильмам, сочинения для детей, «Русская фантазия», а также произведения для оркестра русских народных инструментов – Концерт-былина, «До третьих петухов».
Не покинув Россию в тяжелые времена и не собираясь этого делать в будущем, Алексей Ларин, тем не менее, не отказывается от сотрудничества с зарубежными музыкантами, его музыку знают и ценят за пределами родной страны. Например, когда Университет Южной Кореи отмечал столетие со дня своего основания, композитор создал в честь этого юбилея Симфонию. Она была исполнена в Сеуле в двух лучших концертных залах столицы, один из которых вмещает две с половиной, а другой – три тысячи человек, и оба концерта прошли с аншлагом, многие слушатели после концерта желали сфотографироваться с композитором. Ларину было присвоено звание Почетного профессора (до него такой чести удостаивались лишь два человека – знаменитый японский ученый и тренер-футболист Гус Хиддинк). Композитору оставалась только пожалеть, что его симфоническая музыка не вызывает столь горячей реакции у соотечественников.
Серьезное беспокойство вызывает у композитора упадок музыкальной культуры русского народа – ведь он помнит времена, когда домохозяйки могли со знанием дела обсуждать исполнительские достоинства и недостатки артистов Большого театра. И всё же Алексей Львович не теряет надежды: «Пусть жизнь будет сложная, а музыка всё-таки должна нести свет», – утверждает он.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев