
Награждение Сантандер 2018
5 августа в испанском Сантандере завершился XIX конкурс пианистов имени Паломы О’Ши. Конкурс впервые состоялся как национальный в 1972 году, в 1974 стал международным и с тех пор проводился хоть и с разными интервалами, но регулярно. Таким образом, он является соревнованием с солидной историей. В разные годы его выигрывали такие известные музыканты, как Барри Дуглас и Борис Гильтбург. В советское время отечественным пианистам непросто было даже принять участие: на Сантандер проводился всесоюзный отбор. Интересно, что несмотря на это и на тот факт, что в состав жюри почти постоянно входили московские пианисты – Евгений Малинин, Сергей Доренский, Лев Власенко, Элисо Вирсаладзе, Татьяна Николаева, Дмитрий Башкиров – «наши» выигрывали его совсем не часто, а именно только в 1990 (Сергей Ерохин) и 1992 (Эльдар Небольсин) годах. После 1992 русским пианистам не удавалось входить даже в число победителей, которыми здесь считаются лауреаты первых трех призов, пока в нынешнем году эта своеобразная традиция не была сломлена. Среди победителей конкурса – студент московского колледжа им. Шопена Александр Ключко, ученик С.Арцибашева. Третье место, бронзовая медаль, концертные ангажементы в Испании и не только. И всё это получил молодой пианист, который ещё даже не успел поступить в консерваторию. Через несколько дней после окончания конкурса Александру исполнилось 18 лет.
Испанские газеты писали о нем так: «Русский пианист Александр Ключко – лауреат уже нескольких международных конкурсов. Он выделился на конкурсе с первого же тура сонатой Бетховена «Аппассионата», вариациями на тему Шопена Федерико Момпоу и квинтетом Сезара Франка. Техника и музыкальность соединяются в нем. Александр родился в 2000 году, он самый молодой из пианистов, выступавших на конкурсе. В финале был исполнен Первый фортепианный концерт Брамса».
«Александр Ключко аплодировал публике, которая поддерживала его в течение всего конкурса. “Лучшее из конкурса?” – спрашивают его. – “Публика и возможность играть на большой сцене с оркестром высокого уровня, – отвечает он. – А худшее – это нервы, которые не дали расслабиться ни на одном из этапов”. Александр заявляет, что будет продолжать играть всю жизнь. “Это способ изучать мир и себя самого, общаться с остальными”. Вчера вечером он впервые исполнил с оркестром концерт Брамса».
«Русский Александр Ключко, Третья премия и Бронзовая медаль, получает 10 000 евро и концертный тур в Испании и за рубежом. “Я не знаю, какие двери откроются для меня сейчас”, – сказал он через несколько минут после окончания гала-концерта на встрече со средствами массовой информации».
Для портала «Музыкальные сезоны» Александр тоже согласился ответить на несколько вопросов.
«МС»: Вы самый молодой участник этого конкурса, да и, пожалуй, за все годы его существования. Среди финалистов конкурса и тем более его призеров давно не было российских пианистов. Для вас это первый конкурс такого высокого уровня?
АК: Да, первый.
«МС»: Несмотря на свой возраст, вы конкурсант со стажем: у вас за плечами победа в VI Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, Гран-при на конкурсе «Astana Рaino Passion» и X Международном конкурсе музыкантов-исполнителей им. Сабитова в 2017, лауреатство на Конкурсе им. Крайнева в Москве в 2017, победа на французском конкурсе «Иль де Франс» весной этого года. И всё же конкурс в Сантандере намного серьезнее их всех. Когда вы приехали туда и оказались среди опытных взрослых пианистов, что почувствовали?
АК: Почувствовал, как ни странно, что я не менее опытен, чем они. Кроме того, была очень доброжелательная атмосфера и хорошее общение с участниками. Мы познакомились на приеме у организатора конкурса Паломы О’Ши, вместе жили в одной гостинице, встречались на пресс-конференцях, репетициях, иногда обедали вместе, никаких сложностей.
«МС»: Вы долго готовились к этому конкурсу?
АК: Выбор программы начался за год до конкурса, летом. Подготовка проходила в течение года маленькими этапами, доводил одно произведение до определенного уровня, играл на сцене, приступал к другому. Что касается практики игры с оркестром, то в марте этого года я помогал оркестру «Новая Россия» готовиться к исполнению Первого концерта Брамса с Алексеем Володиным: играл партию рояля на предварительных репетициях.
«МС»: А на конкурсе как строилось общение с квартетом и оркестром? Хватило ли репетиций?
АК: Давалось две репетиции и с квартетом, и с оркестром, плюс была встреча с дирижером перед первой репетицией. Я думаю, что в условиях конкурса, когда оркестру нужно аккомпанировать 6 концертов, а квартету 12 квинтетов, мы сделали все на максимально высоком уровне. У нас был хороший человеческий контакт с музыкантами. Но я оказался в более тяжелой ситуации в финале, потому что концерт Брамса идет почти вдвое дольше концертов других финалистов, поэтому у нас хватало времени только на то, чтобы проигрывать концерт целиком.

С дирижером перед выступлением
«МС»: Ваша программа была очень сложной и насыщенной эмоционально: Аппассионата, соната Листа, «Картинки с выставки». Вы специально подбирали такие знаковые произведения?
АК: Конечно, специально. Я думаю, что эти произведения наиболее ярко и разносторонне показывают мою личность как музыканта, но, конечно, выступление на конкурсе подразумевает некие негласные правила выбора репертуара.
«МС»: На записях видно, как бурно публика реагирует на ваше выступление. Был ли контакт с залом, что вы чувствовали, когда играли для испанской публики, понимала ли она то, что вы хотели выразить?
АК: Контакт с залом был, и очень хороший, публика очень приятная и внимательная. Что касается восприятия, я чувствую, что многие меня поняли, но в то же время для многих людей необычна и непонятна моя манеры игры, а также мой репертуар.
«МС»: Почему для конкурса вы выбрали Первый концерт Брамса?
АК: Все очень просто – я стараюсь учить не меньше одного нового концерта в год. Из списка концертов, предложенных на конкурсе, этот концерт мне хотелось играть больше всего.
«МС»: Дирижер Симфонического оркестра радио и телевидения Испании Мигель Анхель Гомес Мартинес считается весьма требовательным и строгим, как бы вы охарактеризовали свое взаимодействие с ним?
АК: Как очень приятное музицирование, он очень приятный, вежливый человек и замечательный музыкант, мне кажется, что мы хорошо сыгрались.
«МС»: Какое ваше самое яркое впечатление от конкурса?
АК: Я очень люблю играть с оркестром, и каждое выступление врезается в память надолго, поэтому – финал конкурса с оркестром Радио и телевидения Испании.
«МС»: Вам только что исполнилось 18 лет, а у вас столь серьезные достижения, каковы ваши дальнейшие планы?
АК: Больше учить, больше учиться, больше играть. Наверно, будут еще конкурсы в ближайшие годы. В этом сезоне будет много интересных концертов, и надеюсь, что будут и те, о которых я пока что не знаю.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев