(р. 1960)

 

Александр Израилевич Рудин – исключительно разносторонний музыкант. Это и пианист, и клавесинист, и дирижер, и музыковед-исследователь, но все же в первую очередь Рудин – это виолончелист-виртуоз, чей репертуар охватывает практически всю историю существования этого инструмента, от эпохи барокко до современности.

Александр Рудин появился на свет в Москве. Уже в детские годы проявив незаурядную музыкальную одаренность, он был принят в Музыкальную школу имени Гнесиных (его соучеником в этом учебном заведении был другой выдающийся виолончелист современности – Александр Александрович Князев), а по окончании школьного курса был принят в Институт имени Гнесиных, причем обучался он там одновременно по двум специальностям – не только как виолончелист, но и как пианист. Завершив обучение в 1983 году, Рудин не остановился на достигнутом – он поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1989 году по специальности «дирижирование». Но еще до завершения консерваторского курса – в 1988 году – он возглавил московский камерный оркестр «Musica Viva».

В одной из рецензий, посвященных выступлениям Рудина, было сказано: «Он играет всё» – и более точную характеристику его исполнительского творчества невозможно представить. В его репертуар – и сольный, и дирижерский – входят сочинения композиторов разных эпох: от Карла Филиппа Эммануила Баха до Арво Пярта. Музыкант исполняет Вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского, Концерт для виолончели Антонина Дворжака, но он никогда не ограничивается популярными шедеврами. Рудин представляет публике произведения, которые мало знакомы слушателям или даже незнакомы вообще. С одной стороны, это творения композиторов-современников (как ныне живущих, так и недавно ушедших из жизни) – Эдисона Васильевича Денисова, Валентина Васильевича Сильвестрова, Вячеслава Петровича Артёмова, Андрея Ивановича Головина. С другой стороны, предметом профессионального интереса Александра Израилевича является старинная музыка. Главный вопрос, который волнует музыканта – «Что бы сказал композитор?» Взяв курс на аутентичное исполнение, Александр Израилевич иногда берет в руки не виолончель, а старинный инструмент – виолу да гамба. Но и при игре на виолончели он всегда строго следует традициям эпохи, к которой относится то или иное произведение.

Когда Александр Рудин – и как виолончелист, и как дирижер – возвращает на сцену забытые шедевры прошлого, публике сразу же становится ясно: забыты они незаслуженно! Его стараниями отечественной публике было представлено множество произведений, мало знакомых или даже совершенно незнакомых нашим соотечественникам. Среди них – опера-оратория Георга Фридриха Генделя «Ацис, Галатея и Полифем», оратория Иоганна Адольфа Хассе «Паломники ко гробу Господню» (оба произведения прежде никогда не исполнялись в России), оратории Антонио Вивальди «Торжествующая Юдифь», многочисленные виолончельные концерты – Жана-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Антонина Крафта, Роберта Фолькмана, Артюра Онеггера. Его заслуга – исполнение в России симфонии итальянского композитора Лучано Берио «Rendering», созданной на основе эскизов незавершенной Десятой симфонии Франца Шуберта, и многих других интересных произведений. Но даже если речь идет о популярных шедеврах – таких, например, как Вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского – Рудин предпочитает исполнять их в авторской редакции, освобождая от позднейших наслоений.

Не все замыслы удается реализовать. Например, Александр Израилевич очень сожалеет, что до сих пор не удалось исполнить в России Концерт для виолончели Ахмеда Сайгуна – классика турецкой музыки, Концертную симфонию Джордже Энеску, Первый виолончельный концерт Пауля Хиндемита, созданный композитором в 1915 году в качестве дипломной работы – не все творческие устремления музыканта находят отклик у организаторов концертов. Рудин связывает это с «недостаточной настойчивостью» с его стороны, но в действительности он никогда не страдал недостатком настойчивости. Проявляется это и в том, что он никогда не скрывает своей гражданской позиции – например, музыкант выступал на ежегодных вечерах, посвященных памяти Анны Политковской, дирижировал исполнением Симфонии № 4 Арво Пярта, посвященной Михаилу Ходорковскому (впрочем, Рудин считает, что эта симфония и без посвящения интересна не в меньшей степени, чем другие сочинения Пярта, которые он ценит очень высоко).

Как все талантливые деятели искусства, Александр Рудин очень самокритичен, причем не только применительно к музыке – например, он считает себя не лучшим отцом, полагая, что из-за занятости не мог уделять достаточно внимания своим сыновьям. Впрочем, это не помешало им пойти по стопам отца и в полной мере проявить свои таланты: Федор Александрович Рудин стал скрипачом (ныне он живет и работает во Франции), а Иван Александрович Рудин – пианистом и художественным руководителем фестиваля ArsLonga.

К внешним признакам успеха Александр Рудин относится философски: для него не столь важно, сколько слушателей в зале и как они аплодируют, но он очень ценит ту особую атмосферу, которая возникает между исполнителем и публикой.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.