(1927–2018)

 

Александр Филиппович Ведерников считал себя счастливым человеком: «Делал то, что мне нравилось. Всё делал с любовью», – говорил он о себе. Сам он к своему таланту относился скептически, считая себя «удачливым певцом, но не такой величины, чтобы остаться в истории» – но у публики сложилось иное мнение. Александра Ведерникова справедливо считают одним из выдающихся русских басов.

Александр Филиппович появился на свет под Вяткой, в большой крестьянской семье. Отец его был младшим из пяти братьев, все жили одной семьей в большом доме, кроме сельского хозяйства занимались изготовлением телег. Во время коллективизации угроза раскулачивания заставила их разъехаться по разным местам, отец Александра с семьей отправился в Челябинскую область. Несколько лет семья жила в Копейске, затем – в Еманжелинке.

В детские годы проявилась разносторонняя одаренность Ведерникова. Он пел в хоре в клубе «Горняк», вскоре стал там солистом, а затем начал выступать сольно, исполняя народные песни под баян. Другим его увлечением было рисование, которым он занимался в том же клубе. Впрочем, учитель рисования считал, что ученик наделен в первую очередь талантом певца, и часто просил Александра спеть для него. Поначалу у Ведерникова не было мыслей о том, чтобы заниматься искусством профессионально. Он задумался об этом на третьем курсе горного техникума, но отец настоял, чтобы он сначала закончил техникум.

По окончании техникума в 1947 году он был обязан отработать по специальности хотя бы два года – выпускникам даже не выдавали документы. Несмотря на это Ведерников, взяв с собой рисунки, отправился в Свердловск, чтобы поступить в художественное училище. Но оказалось, что там уже завершился прием, а неподалеку располагалось другое училище – музыкальное, и он отправился туда. Шел уже второй тур прослушивания вокалистов, и Ведерников – к величайшему возмущению секретарши – вошел в аудиторию, когда пригласили следующего. После прослушивания Михаил Михайлович Уместнов, возглавлявший комиссию, распорядился его записать. Он стал наставником Ведерникова, но из-за проблем со здоровьем преподаватель мало что мог дать ученикам, а через два года умер.

Чувствуя, что обучение в училище мало способствует развитию таланта, Ведерников бросил его и вернулся домой. Он мечтал учиться в Киеве у Ивана Сергеевича Паторжинского, которого слушал по радио. Александр отправился в Киев, но денег хватило только на дорогу до Москвы. Ведерников решил попытаться поступить в консерваторию в столице, и это ему удалось.

Наставником Ведерникова стал Александр Иосифович Батурин, однако он мало внимания уделял студентам. Однажды он заставил Ведерникова петь, несмотря на то, что тот был болен ларинготрахеитом – результатом стала потеря голоса. И тогда Александр Филиппович перешел в класс к другому педагогу – Розе Яковлевне Альперт-Хасиной. Она не имела почетных званий, не была оперной певицей, с молодости занимаясь только преподаванием, но прекрасно умела восстанавливать голоса. Помогла она и Ведерникову – уже через год занятий с ней он смог принять участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Румынии, где удостоился второй премии. В те же годы он пел в оперной студии консерватории и проявил там себя настолько ярко, что сразу же после окончания учебы в 1955 году был приглашен в Ленинград, в Театр им. Кирова.

В Ленинграде Ведерников пел Гремина в «Евгении Онегине», Собакина в «Царской невесте», Варяжского гостя в «Садко», дона Базилио в «Севильском цирюльнике», Лепорелло в «Дон-Жуане». После исполнения партии Ивана Сусанина его пригласили на эту роль в Большой театр, и после этого выступления он был принят в труппу – и не как стажер, а сразу как солист. В Большом театре он пел более трех десятков лет. В его репертуар вошли партии Кутузова, Бориса Годунова, Досифея, Мефистофеля, Сальери и многие другие. Не менее богат был его концертный репертуар, в котором заметное место занимали творения композиторов-современников, в частности, Георгия Васильевича Свиридова, с которым Александр Филиппович дружил. Сотрудничество певца и композитора началось с вокального цикла «Страна отцов», позднее он пел и другие произведения Свиридова – Песни на стихи Роберта Бернса, участвовал в мировой премьере «Патетической оратории».

Другом певца был и знаменитый хоровой дирижер Александр Александрович Юрлов. С хором, возглавляемым им, Александр Филиппович исполнял на концертах православную духовную музыку в те времена, когда она находилась под негласным запретом. Позднее, когда отношение к этой области искусства в стране изменилось, он подружился с о. Александром – епископом Костромским и Галичским – и неоднократно выступал в Костроме с Архиерейским хором.

В 1990 году Ведерников покинул Большой театр из-за несложившихся отношений с главным дирижером Александром Николаевичем Лазаревым, но продолжал концертную деятельность.

Александр Филиппович ушел из жизни в 2018 году.

В честь Александра Ведерникова назван один из астероидов главного пояса.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.