(р. 1945)
Советский и российский композитор Александр Борисович Журбин появился на свет вскоре после завершения Великой Отечественной войны. Он родился в Ташкенте, куда его родители уехали из Москвы, спасаясь от голода. От рождения он носил фамилию отца – Гандельсман. Мальчик проявлял незаурядные музыкальные способности – он прекрасно запоминал любые мелодии, которые слышал, а в восьмилетнем возрасте начал сочинять. Материальное положение семьи не позволяло приобрести фортепиано, поэтому Борис обучался игре на другом инструменте – виолончели (фортепиано он впоследствии освоил самостоятельно).
После окончания Республиканской средней специальной музыкальной школы-десятилетки им. В.А.Успенского молодой музыкант поступает в Ташкентскую консерваторию. Продолжая заочно обучаться в этом учебном заведении по курсу виолончели, Александр Борисович переезжает в Москву и поступает в Институт им. Гнесиных, где учится композиции. После окончания института он поступает в аспирантуру при Ленинградской консерватории. Тема диссертации была связана с Густавом Малером, творчеством которого Александр Борисович увлекся еще в юности, когда один из ташкентских друзей дал ему немецкую пластинку с Симфонией № 4.
В 1972 г. композитор сменил отцовскую фамилию, которая казалась ему труднопроизносимой, на материнскую – Журбин. Под этой фамилией он вошел в историю музыки, прежде всего – как создатель первой отечественной рок-оперы. После появления рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» идеей создания подобных произведений увлеклись многие советские композиторы, в частности, Александр Градский написал оперу «Муха-Цокотуха», но первой советской рок-оперой, которая была поставлена, становится «Орфей и Эвридика» Журбина. Постановку осуществил режиссер Марк Розовский силами ансамбля «Поющие гитары». Чтобы не вызывать недовольства властей, жанр был определен как «зонг-опера» (по аналогии с театром Бертольда Брехта). Казалось бы, сюжет мифа об Орфее и Эвридике настолько известен, что в нем сложно найти что-то новое, но композитору Журбину и либреттисту Юрию Димитрину это удалось: Орфей, окруженный толпой поклонников, «захлебывается славой» и утрачивает все – и талант, и любовь. Успех оперы превысил все ожидания, и любовь публики к ней не ослабевает – произведение и ныне идет на сцене театра «Рок-опера» в Санкт-Петербурге.
Впоследствии Александр Журбин создал немало опер и мюзиклов. Сюжеты их разнообразны: Марк Твен, Бертольд Брехт, Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов, Агата Кристи, Теофиль Готье, Лопе де Вега, Бернард Шоу – это далеко не полный перечень писателей, к произведениям которых обращался композитор. Но это не означает, что его можно назвать «всеядным» – напротив, к выбору литературной основы композитор подходит очень серьезно и не советует молодым коллегам браться за какие-либо сюжеты только потому, что это нужно для карьеры. Журбин убежден, что невозможно создать шедевр на основе сюжета, который композитору не по душе – по этой причине, например, он отказался писать оперу «Как закалялась сталь». Не раз предлагали ему создать оперу «Мастер и Маргарита», но композитор отказывался: чтобы воплотить содержание романа в полной мере, потребовалось бы не менее шести часов сценического времени, а обращаться с булгаковским шедевром поверхностно Журбин не желал.
Творчество Журбина не ограничивается музыкальным театром. Он автор симфоний, кантат, струнных квартетов, вокальных циклов инструментальных концертов, сонат и пьес для фортепиано, скрипки, виолончели, баяна и иных академических направлений. Но не менее успешен композитор в области эстрады и киномузыки. Его музыка звучит в фильмах «Эскадрон гусар летучих», «Магия черная и белая», «Бедная Маша» и других кинокартинах, его песни входили в репертуар таких звезд отечественной эстрады, как Иосиф Кобзон, Михаил Боярский, Алла Пугачева.
Трудные времена наступили для Александра Борисовича в начале 1990-х гг. Внешне все выглядело благополучно, но композитора беспокоило то, что происходило в стране, превращавшейся в «духовную пустыню». Получив предложение от американского продюсера, он согласился, рассчитывая провести в США не более трех лет, но по истечении этого срока не решился вернуться в Россию, зная, какова обстановка в стране. За двенадцать лет жизни в США Журбин испробовал многое – приходилось даже играть на фортепиано в ресторане, но со временем он добился успеха: писал музыку для театра и кино, создал театр «Блуждающие звезды», основал в Нью-Йорке фестиваль русского кино – но все равно он чувствовал себя чужим в Америке. Журбин вернулся в Москву в начале 2000-х гг., непосредственным поводом послужил заказ на музыку к фильму «Московская сага», с этого времени композитор живет на два дома – в Москве и в Нью-Йорке.
Интерес публики к творениям Александра Журбина не ослабевает с годами. Созданный в 1987 г. мюзикл «Биндюжник и король», поставленный в 2017 г. Красноярским театром юного зрителя, удостоился премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле».
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев