(1875–1961)
«Музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значительности автора», – это изречение Александра Борисовича Гольденвейзера наилучшим образом отражает суть его творчества. Именно таких принципов придерживался этот выдающийся музыкант в своей деятельности – как в исполнительской, так и в педагогической.
Будущий пианист появился на свет в Кишинёве. Отец его – адвокат по профессии – прославился также как публицист, сотрудничавший с «Московскими ведомостями» и «Русским обозрением». Мать будущего пианиста обладала утонченным музыкальным вкусом, с ее игрой на фортепиано были связаны самые ранние музыкальные впечатления Гольденвейзера – он даже привык засыпать под звуки музыки Вольфганга Амадея Моцарта, Фредерика Шопена, Феликса Мендельсона-Бартольди и других великих композиторов. Ему было пять лет, когда старшая сестра обучила его нотной грамоте, тогда же Александр начал понемногу осваивать фортепиано, но систематические занятия начались по прошествии двух лет, после переезда семейства в Москву. Здесь его наставником стал Василий Павлович Прокунин – ученик Николая Григорьевича Рубинштейна, собиратель русского музыкального фольклора.
Гольденвейзеру было пятнадцать лет, когда он стал студентом консерватории. В искусстве фортепианной игры его наставлял Александр Ильич Зилоти, позднее – Павел Августович Пабст. Кроме того, Александр Борисович обучался контрапункту у Сергея Ивановича Танеева. Постигал он и искусство композиции, его наставниками в этом были Антон Степанович Аренский и Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов.
В качестве пианиста Гольденвейзер завершил консерваторский курс в 1895 году, тогда же началась его педагогическая деятельность – он стал преподавателем фортепианной игры в трех женских институтах (во всех трех учебных заведениях он продолжал преподавать до 1917 года). В 1897 году он закончил консерваторию по композиторской специальности, а годом раньше в Москве состоялся первый сольный концерт Гольденвейзера. В том же году благодаря счастливому случаю он лично познакомился со Львом Николаевичем Толстым. Эта встреча стала началом дружбы, продолжавшейся до самой смерти великого писателя. Годы спустя Александр Борисович написал книгу воспоминаний под заглавием «Вблизи Толстого». Идея Толстого о приобщении народа к искусству оказалась близка Гольденвейзеру, и пианист не просто разделял эту мысль писателя, он реализовывал ее на практике, организуя концерты для рабочих, выступая перед крестьянами в Ясной Поляне, а также в Российском обществе трезвости. Кроме того он преподавал на Пречистенских рабочих курсах, в Народной консерватории. Педагогическая деятельность Александра Борисовича была весьма обширна. Наряду с упоминавшимися уже женскими институтами и просветительскими заведениями он в течение двух лет, начиная с 1904 года, преподавал в Музыкально-драматическом училище (ныне ГИТИС), а в 1906 году стал профессором Московской консерватории – с этим учебным заведением деятельность Гольденвейзера была связана до конца его жизни. Концертировать он также продолжал – например, в 1907 году он выступал в составе Московского трио.
Что же касается его просветительской деятельности, то она оказалась особенно востребована после Октябрьской революции. В 1917 году он возглавил Музыкальный совет. Впоследствии пианист вспоминал, как организуемые им концертные бригады, в состав которых входили такие звезды, как Валерия Владимировна Барсова и Надежда Андреевна Обухова, выступали в красноармейских частях и на заводах – иной раз в неотапливаемых помещениях, в самых отдаленных районах, добираясь туда зимой на санях-розвальнях.
В последующие годы Гольденвейзер совмещал концертную деятельность и преподавание в консерватории. Каким он был педагогом? Сам он рассматривал себя не как теоретика фортепианного исполнительства, а как преподавателя-практика. Работая над произведениями со студентами, он обращал самое пристальное внимание на детали. Замечания его всегда были предельно конкретны, но вели к широким обобщениям. У Александра Борисовича обучались Самуил Евгеньевич Фейнберг, Леонид Исаакович Ройзман, Дмитрий Борисович Кабалевский и многие другие знаменитости.
ХХ столетие стало временем горячих споров о том, каким путем должно идти искусство, какой должна быть музыка. В этих спорах Гольденвейзер занимал достаточно консервативную позицию, считая, что музыка, родившаяся из народной песни, должна продолжать заимствовать выразительные средства из этого источника. Модернистские изыскания он не признавал, расценивая их как признак вырождения западной культуры. По этой причине он не принял, например, «Войну и мир» Сергея Сергеевича Прокофьева.
Концертировал Гольденвейзер до середины 1950-х годов. Он выступал не только как солист, но и в составе камерных ансамблей. Он аккомпанировал Давиду Федоровичу Ойстраху, Леониду Борисовичу Когану, Эжену Изаи, Святославу Николаевичу Кнушевицкому, выступал с Квартетом имени Людвига ван Бетховена.
Гольденвейзер проявил себя на композиторском поприще. Его перу принадлежат Соната, Полифоническая сонатина, Соната-фантазия и разнообразные миниатюры для фортепиано, песни и романсы на стихи Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Васильевича Кольцова и Ивана Алексеевича Бунина, Поэма для скрипки и фортепиано, Струнный квартет, Трио памяти Сергея Васильевича Рахманинова, а также три оперы – «Певцы», «Пир во время чумы» и «Вешние воды».
Александр Гольденвейзер ушел из жизни в 1961 году. Имя пианиста носит одна из столичных музыкальных школ. В Москве существует Музей-квартира Гольденвейзера.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев