Владимирский губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина продолжил серию зимних концертов в Центре классической музыки музыкальной программой «Шедевры русской симфонической классики ХХ века»
Акцент был сделан на творчестве двух титанов русской композиторской мысли – Игоре Стравинском и его современнике Сергее Прокофьеве. Оба дружили и творчески взаимобогащали друг друга. Стремясь дополнить русскую музыку европеизмом, они прибегали то к стилизации музыкальной классики, то к полистилистике, то к гротескно-ироническому переосмыслению музыкального прошлого. Оба композитора искали спасение в пути последовательного усложнения музыкального языка, впитавшего последние достижения европейского модернизма.
«Фантастическое скерцо» для большого оркестра Игоря Стравинского – ранний оркестровый опус 1908 года, первоначально носивший название «Пчёлы» и возникший под впечатлением пьесы Мориса Метерлинка «Жизнь пчёл». Композитора интриговали эти непредсказуемые насекомые. Первоначальное название скерцо «Пчелы» было положено в основу балета для парижской Гранд-Опера (1917 г.). Однако Стравинский не дал разрешения на эту постановку, имя же Метерлинка так и осталось на титульной обложке партитуры. Изысканная и декоративная фактура оркестра предвосхищает будущую «Жар-птицу» и «Петрушку», между тем ранний музыкальный стиль письма Стравинского весьма очевиден влиянием его учителя – Николая Римского-Корсакова с его знаменитым «Полетом шмеля» из «Сказки о царе Салтане». Пышная оркестровка, буйство музыкальных красок и пряных гармоний создали поистине волшебное настроение при прослушивании этой чудодейственной музыки. Изощренное и богатое звучание Владимирского губернаторского симфонического оркестра поразило обилием нюансов и штрихов. Подобно волшебному веретену нарочито плелось музыкальное кружево из невесомых пассажей струнных и гомона деревянных духовых под переливы хрустальной челесты и арпеджио арфы.
Создатель знаменитого парижского проекта «Русские сезоны» Сергей Дягилев называл Стравинского и Прокофьева «своими сыновьями», чьи балеты стали подлинным украшением музыкального Парижа той поры.
Четвёртая симфония, созданная Прокофьевым в 1930 году, представляет материал лирических фрагментов заказанного С.Дягилевым балета «Блудный сын». В отличие от музыки балета в симфонии преодолевается некоторый лаконизм изложения, развитие приобретает большую широту и монументальность. Как и в «Блудном сыне» в Четвертой симфонии немало эпизодов противопоставления музыки энергичной, полной стремительного движения и жанровых контрастов с просветленной, порой даже хрупкой и утонченной. Музыка симфонии необычайно поэтична и мелодически изобильна, изящна по очертаниям и прозрачна по манере изложения. В ней уже явственно ощутимы те черты высокой простоты, которая отличает большинство сочинений позднего периода творчества Прокофьева. Артем Маркин в работе с Владимирским губернаторским симфоническим оркестром достиг ожидаемых художественных результатов, подчеркнув в своей трактовке лирико-эпическую грань произведения и взаимосвязь с музыкально-театральными образами, характерными для оперно-балетного творчества Прокофьева.
Неожиданный оркестровый бис — Танец Феи Драже из музыки балета-феерии «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского напомнил о приближающихся праздниках Рождества и Нового года. Один из ближайших концертов ВГСО и Артема Маркина «Ночь в оркестре» состоится в канун новогодней недели и подарит зрителям немало интересных сюрпризов и откровений!
Фото предоставлены пресс-службой Центра классической музыки (Владимир)
Автор фото — Людмила Чернышова
Пока нет комментариев