7 ноября в Большом зале Московской консерватории впервые за 120 лет прозвучало «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» Сергея Никифоровича Василенко.

 

Это стало возможным благодаря проекту «Возрождение русской оперной классики» (автор идеи и художественный руководитель — декан научно-композиторского факультета МГК Ирина Скворцова). Его миссия — возрождать раритетные образцы опер XVIII — XX века. За 6 лет существования в рамках проекта были исполнены «Орфей» Фомина, «Сын-соперник» Бортнянского, «Рафаэль» Аренского, «Карантин» Верстовского и «Скупой рыцарь» Рахманинова.

Имя Сергея Василенко сегодня, увы, редко звучит в концертных программах. Хотя, например, его сочинения для балалайки или сюита «Весной» все же исполняются. Настоящую славу композитор имел именно при жизни. Ученик Танеева и Ипполитова-Иванова, выдающийся педагог Московской консерватории, создатель общедоступных «Исторических концертов» и весьма многогранный творец, Василенко не был новатором, но оставил след в истории русской музыки. Им написаны 8 опер, 9 балетов, 5 симфоний. Особую любовь композитор питал к камерно-вокальной музыке. Василенко не был из тех деятелей искусства, которые покинули Россию в период Революции — наоборот он остался на Родине и творил здесь до конца своих дней. При советской власти его творчество было в чести, Сергей Никифорович стал обладателем почетного звания народный артист РСФСР, был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, получил Сталинскую премию за балетную сюиту. Патриотическая опера «Суворов», первая узбекская опера «Буран», балетная комедия «Мирандолина» имели огромный успех у советской публики.

Творчество Василенко развивалось в трех различных направлениях: он вдохновлялся древнерусской церковно-певческой культурой, в 1900-10-е увлекался русским символизмом, а в советские годы активно изучал восточный фольклор.

«Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» — дипломная работа композитора, она была написана, когда он выпускался из Московской консерватории. Хочется привести слова директора учебного заведения, Василия Сафонова, которые он произнес после экзамена: «Мы прослушали сочинение оканчивающего ученика… Но это не экзаменационная работа, а произведение крупного мастера, произведение мирового масштаба…». Общественная премьера этой музыки с большим успехом прошла в 1902 году в Симфоническом собрании Музыкального общества. Но вскоре Ипполитов-Иванов предложил переделать кантату в оперу, добавив несколько сцен, а декорации к произведению вызвался создать знаменитый Аполлинарий Васнецов. Первый показ прошел в Солодовниковском театре. И именно здесь стала ясна главная ошибка — не стоило переносить это сочинение на сцену, ведь действия в «Сказании» практически нет. Опера шла до конца сезона в 1903 году и больше о ее показах нам ничего не известно…

За основу сюжета своего сочинения Василенко взял старинную легенду о волшебном спасении города Китежа, который перед нашествием хана Батыя исчез в озере Светояр и скрыл его жителей. В кантате превалируют хоровые и оркестровые сцены, сольных вокальных номеров у главных героев совсем немного, в основном, они поют в ансамбле.

Музыка слушается с интересом, хотя ухо то и дело ловит ассоциации с творениями предшественников Василенко. Изображение татар живо напоминает половцев из «Князя Игоря» Бородина, образ воды Василенко создал теми же красками, что и Римский-Корсаков в «Садко», а в хоровых сценах ощущается влияние «Хованщины» Мусоргского. Изюминкой кантаты стала сцена, в которой народ отпевает себя заживо — в ней композитор использовал подлинные старообрядческие напевы. Однозначно хороша ария Гусляра и квартет главных персонажей. В целом, сочинение оставляет довольно приятное впечатление, хотя все же кажется, что оценка, данная Сафоновым, слишком пафосна.

Исполнение «Сказания» в рамках проекта осуществили силами Камерного оркестра и Камерного хора Московской консерватории, в сольных ролях были задействованы артисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.  Увы, акустика Большого зала консерватории традиционно сыграла злую шутку со всеми — не всегда были понятны слова у вокалистов, реплики хора тоже, порой, тонули. Не получилось и самобытной интерпретации — Феликс Коробов по своему обыкновению играл все крупными мазками. Музыка Василенко с одной стороны, действительно, эпична, но при этом здесь достаточно лирических и фантастических эпизодов, для которых можно было бы найти интересные краски. Труд вокалистов, несмотря на сложившиеся условия, можно оценить положительно. Владимир Дмитрук (Гусляр), Екатерина Лукаш (Евпраксия), Михаил Басенко (Княжич), Наталья Петрожицкая (невеста Княжича), Даниил Малых (Головщик), Феликс Кудрявцев (Отшельник) сделали все, чтобы сочинение прозвучало на достойном и качественном уровне. Не подвел и варяг — солист Воронежского театра оперы и балета Федор Костюков (Князь Георгий).

 

Автор фото — Денис Рылов