24 сентября в Московском Доме Музыки оркестр «Русская филармония» п/у Сергея Тарарина представил программу, посвященную 120-летию мэтра советской академической музыки Арама Хачатуряна.
Активное участие и помощь в организации концерта оказали Фонд «Наследие и Прогресс», Фонд памяти Арно Бабаджаняна (Президент — Армаис Камалов, член попечительского совета — Артур Согомонян и генеральный продюсер Армен Саркисянц присутствовали на концерте). И, конечно же, мероприятие точно не состоялось бы без руководителя и генерального продюсера оркестра «Русская филармония» Гаянэ Шиладжян.
Арам Хачатурян — один из столпов советской классики, его музыка популярна и сейчас, а балет «Спартак» признан одной из лучших балетных партитур XX века.
Армен Саркисянц во вступительном слове подчеркнул значимость творений Арама Ильича: «Пройдут десятилетия, столетия и тысячелетия, но музыка Хачатуряна будет звучать, ведь это был человек с очень сильным внутренним стержнем».
Напомним, что к искусству будущий композитор пришел очень поздно — лишь в 19 лет он поступил в Музыкальное училище им. Гнесиных. Но горячее стремление знать все и желание быть профессионалом дали свои плоды — уже ранние сочинения молодого Хачатуряна отличались самобытностью музыкального языка. Настоящий триумф ему принесла музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад» по Лермонтову (1941), балет «Гаянэ» (1942), Скрипичный концерт (1940), уже упомянутый «Спартак» (1954).
Фрагменты из вышеназванных произведений были исполнены на концерте в Доме Музыки, представили в программе и первую часть Второй симфонии, которую композитор назвал «реквиемом протеста против войн и насилия». Прозвучал и гимн Армянской СССР. За его основу Хачатурян взял тему армянского духовного песнопения «Великое таинство». Учитывая советскую идеологию тех времён, это было крайне смелое решение.
В течение вечера, ведущие концерта Галина Власенок и Дмитрий Нестеров читали отрывки из воспоминаний самого композитора и его друзей. Они приоткрыли завесу творческой лаборатории Хачатуряна и позволили глубже оценить масштаб сочинений автора. Прозвучали и интересные, ранее неизвестные факты. Например, любопытная деталь о том, как известный писатель Алексей Толстой оценил вальс к «Маскараду» — в интонациях главной темы с самого первого проведения ему «слышался оттенок предрешенности Нины».
Сюрпризом для всех стало исполнение элегии памяти Арама Хачатуряна авторства Арно Бабаджаняна, талант которого еще в детстве заметил сам мэтр. Произведение основано на теме выдающегося армянского поэта XVIII столетия Саята-Новы. В концерте оно прозвучало не в оригинальном виде для фортепиано, а в переложении для кеманчи (это восточный аналог лютни). Александр Мовсесян, один из немногих наших музыкантов, владеющих этим инструментом, взволновал зал волшебным, мистическим и несомненно печальным тембром
Еще один участник концерта, подаривший яркие впечатления — выдающийся скрипач Гайк Казазян. В его интерпретации прозвучали ноктюрн из «Маскарада» и Скрипичный концерт. Это был тот самый случай, когда скрипка действительно «поет» и уносит в какие-то сказочные дали. Так и произошло в возвышенном адажио (2 часть Концерта), где котором Хачатурян предстает изысканным и тонким романтиком. Истинную виртуозность и легкость преодоления полиритмических мест Казазян продемонстрировал в третьей части, щедро сдобренной национальным армянским колоритом.
Сергей Тарарин и его подопечные — коллектив оркестра «Русская филармония» продемонстрировали стопроцентное качество звучания и полное понимание эстетики стиля великого композитора, порой бьющего через край своими эмоциями, темпераментного, но всегда искреннего. Именно таким для нас предстал Арам Ильич Хачатурян.
Автор фото — Анастасия Плюснина
Пока нет комментариев