Сахалинская природа, с ее объемом и широтой, холодноватой резкостью и в то же время мягкой лиричностью, для любого художника является желанной и милой сердцу натурой. Однако уловить эту переменчивую, ускользающую красоту дано не каждому автору. Пейзаж, наверное, жанр самый поэтичный, вдохновенный и одновременно безжалостный, определяющий точно уровень «нутра» человека за мольбертом.

Гряда
Олег Папузин по праву является одним из лучших сахалинских пейзажистов. По крайней мере, из всех конкурсных работ в выставочном зале Сахалинского областного художественного музея я отметил именно его полотна, вот только не он стал победителем творческого соревнования среди земляков (конкурсы на то и конкурсы, чтобы обойти сильнейших; зато у них иной рейтинг, иная популярность). Для меня сила кисти Олега не просто в мастерстве, а в умении переосмыслить, опоэтизировать природу, привнести в нее свое дыхание. Папузинские пейзажи не спутаешь ни с какими другими, они имеют свое лицо, свой неповторимый почерк. Безусловно, наш художник – продолжатель лучших традиций импрессионизма, однако сахалинца отличает собственная интонация, которую можно назвать «тихой лирикой».

Первый снег
Возможно, палитра у него более насыщенная, но удивляют практически не ощутимые цветовые переходы. В «Первом снеге» изображено дивное небо с розоватой каймой. Деревенской двор на самом деле застыл в том состоянии, когда природа готова к новым одеждам и новой жизни. Кстати, осень – любимое время года живописца, он ее чувствует невероятно тонко, будь то «Охотское» или «Осень на Лютоге». И везде мы видим яркую желто-красную гамму, при этом во всем таится такая гармония, теплота и трепет, что ты внутреннее как бы переселяешься в тот мир, где нет никакой суеты, есть лишь умиротворенность и защищенность.

Осень на Лютоге
Великолепны и храмы живописца. Нежные, воздушные и чистые, они не самоцель, а часть мира. Именно прозрачность и внутренняя выбеленность присутствуют на холсте «Храм», где на снегу вырастает не менее меловая церковь. А вот в картине «Дождь идет. Храм» много синего, голубого цвета, хотя это осень и всё уже увядает. В этом и заключено особое умение живописца уловить божественное состояние природы. Есть и другой мотив, волнующий Олега, – море, ведь не зря же он родился в портовом городе Невельске. Его «Гряда», так скажем, не элегический мир – водное пространство здесь неспокойное и как раз отражает энергию севера с будоражащей поэзией. Морские виды овеяны романтическим «сполохом» и нежной суровостью, с которой порой мы относимся к непокорному, но любимому.

Храм
Олег Папузин – коренной сахалинец, ремесло в 1970-е годы постигал в Астраханском художественном училище, а позже в Дальневосточном государственном институте искусств. И, конечно, он виртуоз в технике работы маслом. Воспевая свою малую родину, Олег Николаевич не менее вдохновенно может изобразить и Азовское море, и Крым. Правда, полотно «Воспоминание о Крыме» навеяно детскими ощущениями, но чудесное маковое поле – именно то впечатление об этом сказочном крае, которое осталось в сердце навсегда.

Вечер в деревне
К чему бы ни прикасалась его кисть, она всегда не просто улавливает главное – красоту мира, а еще дает возможность остановиться и отвлечься от мирской маеты, притупляющей в нас чувство прекрасного. Мастерская художника вся плотно завешана работами, но, поразительно, ни одна не перекрывает другую, напротив, дает возможность оценить дар лирика в полном объеме, увидеть целостность дарования и всю глубину души талантливого живописца.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев