Балет Приморской сцены Мариинского театра давно завоевал «материнские» подмостки Петербурга. Несколько лет кряду дважды в году труппа дает спектакли на исторической сцене Мариинки-1, а также Мариинки-2. Это презентации классического репертуара и замечательных артистов. Так произошло и теперь. Художественный руководитель балетной труппы Эльдар Алиев заполняет гастрольную афишу собственными версиями «Щелкунчика» и «Корсара» и представляет свою оригинальную постановку балета Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь». Спектакль полюбился публике, и попасть на него дело весьма и весьма замысловатое. Поразительно, что даже на «Лебедином озере», которое параллельно с «Тысячью и одной ночью» на сцене «новой» сцены давалось в историческом здании Мариинского театра одной из знаковых балетных компаний Санкт-Петербурга, места в партере зияли пустотой. Это тем более парадоксально, если вспомнить слова Баланчина, говорившего о том, что для кассового успеха любой балет следует называть «Лебединым озером». Что уж говорить о шедевре Чайковского-Льва Иванова и Мариуса Петипа в самом сердце русской хореографии.
По мнению Алиева, в числе причин зрительского ажиотажа, сопровождавшего все три проката «Тысячи и оной ночи», является и то, что и саму труппу, и конкретный спектакль в Петербурге ждут: у театра сформировалась своя публика, верные поклонники.
Отметим, что и на «Щелкунчике» с «Корсаром», завершающим десятидневные гастроли зал был набить предельно. Балет о любви морского разбойника Конрада к прекрасной гречанке Медоре, как сказано выше, поставил сам Алиев. В качестве исторической справки сообщим, что в основе «Корсара» лежит поэма Байрона. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье, а музыку сочинил Адольф Адан, хореографию – Жозеф Мазилье. Премьера состоялась 1856 году в Opéra de Paris (Garnier). Двумя годами позже балет был поставлен в Большом каменном театре Петербурга Жюлем Перро. Огромную роль в сценической летописи «Корсара» сыграл Мариуса Петипа, которому принадлежали «Pas des fleurs» (1856 г.) Лео Делиба, «Pas d’esclave» (1858г.) П. Г. Ольденбургского, «Оживлённый сад» (1868 г.) Лео Делиба, «Вальс» и «Аdagio» (1899 г.) Риккардо Дриго. В числе композиторов оказался и Чезаре Пуньи. Как видим, партитура обрастала новыми музыкальными произведениями, которые ныне составляют великолепное музыкальное пиршество. Сохранив лучшие страницы хореографии Петипа, Алиев собственной редакцией либретто внятно рассказал сюжет балета, изъяв из него побочные драматургические коллизии в виде конфликта Конрада с подельником Бирбанто, или прихода паломников во дворец Сеида-паши… Режиссура спектакля сконцентрирована двумя актами (против первоначальных трех), что придало балету живую динамику. Отнюдь не избавив исполнителей от необходимости преодолевать все сложности техники.
В этот вечер главные партии исполнили артисты Приморской сцены: Шизуру Като (Конрад), Лилия Бережнова (Гюльнара), Василий Неплюев (Сеид-паша) и петербургские танцовщики Мариинского театра Анастасия Лукина (Медора), Алексей Тимофеев (Ланкедем).
Безусловно, японского артиста Шизуру Като стоит выделить не только как исполнителя титульной партии, но и блистательного танцовщика, выросшего на владивостокской сцене. Он покоряет зрителей огромным прыжком, безупречным вращением, вулканической энергетикой, танца. Танцевальный напор Като оттеняла лиричная Медора-Лукина.

Шизуру Като — Конрад. Фото – А. Филькин
Отлично выступили в дуэте живая, грациозная Лилия Бережнова и порывистый, эмоционально наполненный Тимофеев. Оба предстали в знаменитом и упомянутом выше танце Рабыни — «Pas d’esclave».
На престижном балетном конкурсе «Арабеск» в Перми, объявляя это излюбленное всеми артистами pas de deux, неизменно подчеркивают: «Музыка принца Ольденбургского». Кто же этот принц-композитор?
Его Императорское Высочество Петр Ольденбургский – член российского Императорского Дома, внук Павла I. Он был российским военным и государственным деятелем, генералом от инфантерии, шефом Стародубского кирасирского его имени полка, сенатором, членом Государственного совета и председателем департамента гражданских и духовных дел и пр. и пр.
Хотя принц Петр Георгиевич родился 14 (26) августа 1812 года в Ярославле и в младенчестве воспитывался при дворе императрицы Марии Федоровны, после второго брака матери (ставшей женой короля Вюртемберга) он вместе с братом Александром отправился в Германию, в Штутгарт.
После смерти матери Петр оказался в Ольденбурге, у деда – великого герцога. Кроме военного юноша получил юридическое образование. Ему преподавали русскую историю, он свободно владел греческим и латинским языками. В дальнейшем принц Петр Георгиевич получил ученую степень доктора права. Когда Греция свергла многовековое османское иго, был выдвинут вопрос о кандидатуре Петра Ольденбургского на греческий престол. Но королем эллинов ему стать не пришлось. Император Николай I вызвал в 1830 году племянника на службу в Россию.
С тех пор судьба сплотила Ольденбургских с Россией. С Мариинской больницей принца связывала благотворительная деятельность. С 1839 года под его опекой находилась эта больница для бедных, которая была расширена и при ней устроена лучшая в городе аптека; на его средства создана детская больница (ныне больница им. К.А. Раухфуса).
История свидетельствует, что все свое состояние принц пожертвовал на благотворительность.
Несколько лет тому назад Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» принял участие в проведении юбилейных мероприятий в честь 200-летия со дня рождения выдающегося российского благотворителя принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1812–1881). В рамках мероприятий на месте фамильной усыпальницы Ольденбургских в Свято-Троицкой Сергиевой мужской пустыни в Стрельне был торжественно открыт памятник.

Памятник Петру Георгиевичу Ольденбургскому
Присутствовавшие на открытии бюста глава Дома Ольденбургских его высочество Гуно, Герцог фон Ольденбург с супругой Герцогиней фон Ольденбург Фелицитас и Ее сиятельство графини де Шевоньяк, премянница герцога Гуно, посетили и балет «Корсар», в котором звучит прекрасная мелодия их предка.

Герцогиня фон Ольденбург Фелицитас и Герцог Гуно фон Ольденбург
После спектакля гости поднялись на сцену и долго общались с артистами. В своем обращении к ним герцог Гуно поблагодарил постановщика и всех участников спектакля за их яркий талант и труд, подчеркнув важность высокого искусства Мариинского театра для взаимопонимания народов.
Шизуро Като удостоился особых похвал и получил в подарок корзину цветов. Фотография на память зафиксировала этот исторический спектакль.

Гости с исполнителями главных партий

В первом ряду: Эльдар Алиев (слева) с Гуно фон Ольденбург (справа)
Пока нет комментариев