Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко чествовал свою самую титулованную балерину Маргариту Дроздову, отметившую свой 75-летний юбилей.

Оксана Кардаш, Ксения Рыжкова, Маргарита Дроздова, Ксения Шевцова (на фото слева направо)
Среди педагогов Дроздовой значатся известные имена – Елизавета Гердт, Вера Васильева, Нина Чорохова-Чкалова, Суламифь Мессерер. Именно Мессерер вселила в Маргариту большую уверенность в танце и отточила ее технику, от ученичества подталкивала ее к взрослому исполнительству думающего артиста. В училище ее как солистку много занимал в своих постановках художественный руководитель Леонид Лавровский.
За талантливую виртуозную ученицу Суламифь Мессерер сражались сразу три труппы – Большой театр, Музыкальный театр и Молодой балет Игоря Моисеева. С разрешения министра культуры Екатерины Фурцевой Дроздова связала свою судьбу с Музыкальным театром, на сцене которого по приглашению Владимира Бурмейстера еще будучи ученицей дважды исполнила главную партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». В самом начале карьеры юная Дроздова успевала помимо работы в Музыкальном театре посещать классы Марины Семеновой в Большом. А с хореографическим училищем выехала в Париж на фестиваль, где в Театре Елисейских полей станцевала черное па де из «Лебединого озера» и «Вальс» на музыку Иоганна Штрауса, поставленный специально для нее и Юрия Григорьева Владимиром Бурмейстером. Пораженный талантом балерины основатель Парижского университета хореографии и Университета танца Серж Лифарь присудил и вручил ей ежегодную Премию Анны Павловой как лучшей балерине мира и пытался уговорить Дроздову остаться в Париже, чтобы стать партнершей Рудольфа Нуреева, который тогда искал для себя молодую техничную танцовщицу-партнершу. Но в то время об этом нельзя было и помыслить. В московском Музыкальном театре Маргарита Дроздова получила большой репертуар и стала первой исполнительницей главных партий во многих балетах: в «Аппассионате» Владимира Бурмейстера, «Золушке», «Коппелии», «Степане Разине», «Дон Жуане», «Риваресе», «Гаянэ» Алексея Чичинадзе, «Оптимистической трагедии» и «Коньке-Горбунке» Дмитрия Брянцева. По приглашению Юрия Григоровича она танцевала Китри в балете «Дон Кихот» в Большом театре.

Ксения Рыжкова (Одетта)
Еще танцуя, Маргарита Дроздова начала давать классы и подменяла педагогов, когда в этом была необходимость. Как педагог-репетитор юбилярша воспитала целую плеяду учениц: самые известные – Татьяна Чернобровкина, Наталья Ледовская, Мария Семеняченко, Лилия Мусаварова, Ксения Шевцова, Оксана Кардаш, Ксения Рыжкова и другие. Фактически все солистки прошли через опытные руки Дроздовой. В качестве постановщика она возобновила «Вариации» Жоржа Бизе – Владимира Бурмейстера на сценах МАМТа и Самарского театра оперы и балета. В Самару же перенесла балеты Владимира Бурмейстера «Болеро» на музыку Мориса Равеля и «Штраусиану» на музыку Иоганна Штрауса, в Музыкальный театр в Ростове-на-Дону – знаменитую бурмейстерскую «Эсмеральду». А в Башкирском театре оперы и балета поставила картину «Подводное царство» в опере Николая Римского-Корсакова «Садко».

Оксана Кардаш (Одетта), Иван Михалев (Принц)
Маргарита Дроздова бессменно и верно служит 56-й сезон в родном театре с 1967 года. Единственная народная артистка СССР труппы, получившая это почетное звание еще в годы своей танцевальной карьеры, заслуженно является негласным символом и гордостью МАМТа. Статная балерина с красивой лепкой ног перетанцевала весь классический репертуар и создала колоссальную галерею ролей в современных опусах. Она была музой трех хореографов Владимира Бурмейстера (увы, она успела поработать с мэтром всего четыре сезона до его преждевременной смерти), Алексея Чичинадзе, Дмитрия Брянцева. Одетта-Одиллия Дроздовой стала знаковой ролью балерины, которая красной нитью прошла через все ее творчество, имела большой успех по всему миру. И закономерно, что в честь Маргариты Дроздовой МАМТ посвятил ей «Лебединое озеро» с тремя сегодняшними примами, ученицами Дроздовой, мастера, воспитавшего не одну дюжину ведущих балерин театра, крепко стоявших на ногах и имевших собственное артистическое лицо. Шедевр Бурмейстера с дерзновенно перекомпонованной партитурой Петра Ильича Чайковского и сегодня украшает афишу театра, горячо любим публикой и смотрится живо и современно. Первым за годы советской истории этот балет триумфально был перенесен автором на сцену Парижской Оперы.

Ксения Шевцова (Одиллия), Иван Михалев (Принц)
В спектакле, посвященном юбилею Маргариты Дроздовой, принял участие ее сын Никита Кириллов, инфернально и эффектно исполнивший партию Ротбарта, подчеркнувший яростное бушевание природы в своих музыкальных фрагментах. Принц Ивана Михалева галантничал поочередно в каждом из трех актов с тремя примами-лебедицами. В своих ученицах юбилярша убедительно самовыражается, передавая каждой свое мастерство, прививая вкус к танцевальной свободе и раскрывая секреты балеринства. Завороженно погруженная в себя Оксана Кардаш пребывала в грусти своих мыслей и концентрации чувств в Белом акте. Заколдованная Ротбартом ее Одетта – адепт верной исцеляющей любви. Пикантная Ксения Шевцова с огненным драйвом предстала Одиллией, взяв на себя эмоциональный накал и чувственную энергетику партии. Вакханальный по танцевальной безудержности черный бурмейстерский акт Шевцова наполнила соблазнительным обаянием ликующего рока. А завершала памятный спектакль динамичная и страстная Ксения Рыжкова, чьи тревожные большие взмахи рук-крыльев естественно соотносились с мятежностью финала бессмертной музыки гениальной партитуры.

Ксения Шевцова (Одиллия), Иван Михалев (Принц)
Выражение человеческого чувства, глубокая проникновенность и живая эмоция были присущи балерине Маргарите Дроздовой, что так созвучно принципам Станиславского, Немировича-Данченко, Бурмейстера. Всем этим богатством балерина щедро делится со своими ученицами.
Фото Сергея Родионова
Пока нет комментариев