(1931–2012)

 

«Работа – лучший стимул жить, не считая своих лет и забывая о себе», – утверждал Борис Григорьевич Тевлин. Свою жизнь он посвятил, быть может, самой удивительной работе – хоровому дирижированию.

Родина Бориса Тевлина – город Саратов. Здесь же начинался его путь в искусство – с обучения скрипичной игре под руководством Раисы Сергеевны Герман. Мальчик делал поразительные успехи: начав учиться в семь лет, он уже через полгода сумел исполнить Концерт Оскара Ридинга в Большом зале Саратовской консерватории. Наставница и другие авторитетные музыканты Саратова считали, что талантливый ребенок должен учиться в Москве, в Центральной музыкальной школе при консерватории, и родители последовали их совету. Тевлин поступил в школу, преодолев огромный конкурс – двести претендентов на пятнадцать мест по разным специальностям – и стал учеником Бориса Осиповича Сибора. Родители многим жертвовали ради будущего сына: они надолго расставались – мать жила с Борисом в Москве, снимая угол, отец оставался в Саратове. Но юный Тевлин оправдывал их надежды, успешно обучаясь.

Начало войны застало семью Тевлиных в Саратове, куда Борис с матерью уехал на каникулы. Туда же была отправлена в эвакуацию Московская консерватория. С разрешения директора ее Саратовского филиала Тевлин продолжил обучаться у другого преподавателя – Льва Моисеевича Цейтлина. Одним из самых ярких музыкальных впечатлений тех лет стала премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Но вот осталась позади война, Тевлин готовился вернуться в Москву, усиленно занимался – и это сыграло роковую роль: он повредил руку (музыканты называют такие травмы словом «переиграть»). Лечение не помогло, и с мечтой о скрипичной карьере пришлось распроститься. Но музыка была его жизнью, и он решил попытаться сменить специальность – поступить в Музыкальное училище при Московской консерватории на дирижерско-хоровое отделение. Шансов почти не было – ведь Тевлин был абсолютно не знаком с этой специальностью, но на экзаменах заметили его абсолютный слух, и он был принят

В училище он делал поразительные успехи и смог окончить его уже через два года, будучи одним из лучших в выпуске. Поступлению в Московскую консерваторию едва не помешала пресловутая «пятая графа» (конечно, никто не говорил открытым текстом, что Тевлина не желают принимать потому, что он еврей, но это было ясно), родителям пришлось немало обивать пороги, отец – участник войны, имеющий боевые награды – даже писал самому Ворошилову, который в то время курировал музыку в СССР – и, в конце концов, Тевлин был принят.

Деятельность Тевлина в качестве хорового дирижера началась еще в его студенческие годы. При кафедре хорового дирижирования существовал Хор студентов московских вузов, возглавлял его профессор Василий Петрович Мухин, и он назначил Тевлина своим ассистентом (впрочем, реально ассистент работал с хором гораздо больше, чем руководитель). В 1957 году – после смерти Мухина – Тевлин стал руководителем хора. В том же году он завершил консерваторский курс. Хором студентов, именовавшимся с 1960 года Хором молодежи и студентов, он руководил до 1993 года. Хор под его управлением исполнял разнообразные произведения – от Иоганна Себастьяна Баха до Дариюса Мийо, от Джованни Палестрины до Арно Бабаджаняна. Иногда приходилось сталкиваться с препятствиями, характерными для эпохи – например, однажды дирижер был вызван в горком партии: заведующему музыкальным сектором не понравилось исполнение одного из духовных концертов Дмитрия Бортнянского – по его мнению, не следовало «заставлять молодежь петь о Боге». Но, несмотря на все трудности, деятельность Тевлина была успешной: под его руководством хор завоевывал призовые места на международных конкурсах в Италии, Болгарии, Ирландии, Испании.

Столь же успешно гастролировал Хор студентов Московской консерватории. Следует заметить, что активная международная гастрольная деятельность этого коллектива началась именно после 1979 года, когда его возглавил Тевлин. В репертуар он включал не только вечную классику – хор под его управлением осуществил немало мировых премьер творений Альфреда Гарриевича Шнитке, Эдисона Васильевича Денисова и других композиторов-современников. Такого же направления он придерживался в работе с Камерным хором Московской консерватории, который основал в 1994 году. Это не единственное детище Тевлина – в 1987 году он создал Смешанный хор дирижеров-хормейстеров. Возглавлял он и другие коллективы: Российско-американский хор, Академический хор им. А.А.Свешникова. Вся его жизнь была заполнена неустанным трудом – выходных у Тевлина практически не было. А ведь кроме дирижерской деятельности он еще и преподавал в консерватории с 1959 года, и эта сторона работы была очень важна для Бориса Григорьевича – он утверждал, что, работая с учениками, и сам продолжает учиться.

Борис Григорьевич Тевлин ушел из жизни в 2012 году, до самой смерти не прекращая работать.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.