(1709–1770)

 

Неаполитанская школа – в истории оперы это понятие значит немало. Алессандро Скарлатти, Никола Порпора, Томмазо Траэтта, Никколо Йомелли – это имена, без которых невозможно представить себе становление оперного жанра. К неаполитанской школе принадлежал и Франческо Арайя, но имя этого итальянского композитора неразрывно связано с Россией, с историей русской оперы.

Франческо Арайя появился на свет в Неаполе. Отец его был музыкантом, и потому мальчик приобщился к искусству довольно рано. Обучение было столь успешным, что уже в четырнадцатилетнем возрасте Франческо смог работать в церкви, исполняя обязанности органиста. В те же годы он начал сочинять музыку, а через несколько лет состоялся его композиторский дебют: во Флоренции, при дворе герцога Тосканского прошла премьера его оперы «Береника». Эта первая опера, созданная Арайей, принадлежала к числу комических, но, начав творческий путь оперного композитора с комической оперы, Арайя никогда больше к этому жанру не возвращался.

«Береника» имела большой успех. В скором времени в Риме была поставлена новая опера молодого композитора – «Любовь к царствующим». К Арайе пришел успех: в разных городах Италии исполнялись его оратории, ставились оперы. На премьере одной из них – «Клеомены» – присутствовал русский посол. Остается только догадываться, какую роль сыграл это факт в дальнейшей судьбе композитора.

В 1735 году Италию посетил Пьетро-Мира Педрилло. Этот итальянец когда-то отправился в Россию, чтобы стать скрипачом в итальянской опере при дворе Анны Иоанновны. Надежды его на карьеру придворного музыканта не оправдались, зато ему удалось занять место придворного шута и даже стать любимцем императрицы. Сохранилось немало историй о его остроумии, но в данном случае задача у него по прибытии в Италию была очень серьезная: в Санкт-Петербурге создавалась постоянная оперная труппа, и Педрилло должен был подобрать для нее певцов, музыкантов, а также капельмейстера. Подходящим кандидатом на последнюю должность представлялся ему Никола Порпора, но тот отказался, и тогда Педрилло обратил внимание на другого оперного композитора – Арайю.

Дебют нового капельмейстера при российском дворе состоялся в 1736 году и был приурочен ко дню рождения императрицы. Эта знаменательная дата была отмечена постановкой оперы Арайи «Сила любви и ненависти» под руководством самого автора (первая постановка этого произведения состоялась двумя годами раньше в Милане). Для России это было весьма значительное событие: первая итальянская труппа появилась в Санкт-Петербурге еще в 1731 году, но ставила она интермеццо, пасторали, фарсы – и вот, наконец, в России осуществилась первая полноценная оперная постановка, и сделал это именно Франческо Арайя.

Но если «Сила любви и ненависти» ранее ставилась в Италии, то новая опера Арайи – «Притворный Нин, или Узнанная Семирамида», впервые представленная в следующем году – создавалась им именно для российской сцены. В 1738 году появляется новая опера-seria – «Артаксеркс». Относительно жизни композитора в последующие годы мнения исследователей расходятся: то ли он уехал из России на три года, то ли оставался в это время в Санкт-Петербурге, но не создавал и не ставил новых опер. Но, так или иначе, в 1742 году – уже в царствование Елизаветы Петровны – деятельность Арайи в российской столице продолжилась с большим успехом. В последующие годы одна за другой появились его оперы: «Селевкт», «Беллерофонт», «Митридат», «Евдоксия Венчанная, или Феодосий II», «Титово милосердие». Премьера «Беллерофонта» примечательна тем, что она стала оперным дебютом Марка Федоровича Полторацкого – одного из первых отечественных певцов, зачисленных в итальянскую труппу. Впоследствии его учениками были Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Но если говорить о роли Арайи в истории оперного жанра в России, то гораздо более значительным событием называют премьеру другого его произведения – оперы «Цефал и Прокрис», состоявшуюся в 1755 году. Эта была первая опера, написанная на русское либретто – создал его Александр Петрович Сумароков. Успех оперы превзошел все ожидания, композитор даже получил от императрицы роскошный дар – соболью шубу.

 

В 1757 году у труппы, возглавляемой Арайей, появился весьма серьезный конкурент в лице антрепризы, основанной другим итальянским артистом – Джованни Баттиста Локателли. Музыку для этой антрепризы создавал немецкий композитор Фридрих Герман Раупах, который прежде играл в оркестре итальянской труппы под началом Арайи. Вторая опера на русскоязычное либретто, также написанное Сумароковым, – «Альцеста» – принадлежит перу Раупаха. Успех «Альцесты» побудил Арайю подать в отставку, и Раупах был назначен на должность капельмейстера.

Возвратившись в Италию, Арайя безбедно жил благодаря пенсии, назначенной российской императрицей. В 1762 году он вновь побывал в России. Последние годы жизни композитора прошли в Болонье. Франческо Арайя ушел из жизни в 1770 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.