Коронавирус задержался. Говорят, он далеко уходить и не собирается. Прогнозы, в основном сделанные методом научного тыка (educated guess, как говорят британские ученые) разнятся. Обучение, выпихнутое в дистант, воет на разные голоса. Нет ни правовой базы, ни методик, ни массового опыта проведения занятий, семинаров, экзаменов, ни даже соответствующего уровня компьютерной грамотности всех участников.

Надо сказать, конечно, что дистанционному обучению как явлению уже скоро 200 лет. В 1833г сэр Исаак Питман, отец стенографии, запустил обучение по переписке искусству составления писем, что и ознаменовало точку отсчета. Однако с тех пор само понятие «дистанционное обучение» изменилось, пополнившись обязательным дополнительным смыслом реального времени.

Главное достоинство дистанционного обучения – его дешевизна по сравнению с очным. Как минимум, не надо ехать в другой город, жить там, добывать пропитание во время обучения, да и само обучение выходит дешевле. Но это и единственное его достоинство. Пока люди не состоят на существенный процент из механических деталей, живой контакт с хорошим учителем или лекцию хорошего, интересного лектора не заменит ничто.

Даже когда обучение состоит из передачи информации, чем оно и является в большинстве случаев, запоминание гораздо лучше происходит в обстановке очных занятий и с объяснением живого учителя.

Что же тогда говорить об обучении музыке, которое этой передачей информации не ограничивается. Музыкальное обучение, как и актерское – это установление раппорта, вхождение обеих сторон обучения в некое творческое состояние, обеспечивающее передачу новых навыков, не только технологических, но и психологических. Дистанционный вариант такого обучения предъявляет совершенно иные требования к обеим сторонам процесса.

Музыкальные онлайн-школы – тоже не изобретение сегодняшнего дня. При сломе советской системы культуры неизбежно возникшие перекосы привели к перепроизводству музыкантов, которые должны как-то зарабатывать на жизнь. Для таких онлайн школа  – дополнительная возможность выкрутиться из сложной финансовой ситуации низкой востребованности. Ученикам тоже есть определенная выгода – уже упомянутая выше, то есть, возможность получить урок, до которого очно не добраться.

Однако цифровое дистанцирование накладывает ряд ограничений на весь процесс.

Во-первых, качество  звука никогда не было в приоритете у интернет-стриминга, и иногда, особенно в пиковые часы, скрипичный звук, передаваемый по Скайпу напоминает бензопилу «Дружба», причем в состоянии, близком к утилизации. Фортепианный звук гораздо легче поддается модной нынче цифровизации, поэтому удаленные уроки фортепиано выглядят симпатичнее.

Сразу надо сказать, что вышедшие, например, к программе Zoom дополнения, позволяющие транслировать звук непосредственно с записывающего устройства без обработки, не приносят много радости, так как само устройство преобразования звуковых волн в электронные импульсы, то есть, микрофон, всегда было слабым местом звукозаписи. Хороший микрофон плюс хороший АЦП благоприятно скажется на ситуации, но такая аппаратура доступна немногим. В выигрыше оказались владельцы техники Apple: несмотря на функционально догоняющий и местами перегоняющий   Китай, яблочные звук и видео пока что вне конкуренции.  (Более подробно об аппаратных и программных методах цифрового охвата юной аудитории железными тисками обучения, равно как и о других сопутствующих проблемах можно прочесть в замечательной и гораздо более исчерпывающей научной статье доктора искусствоведения и профессора МГК М.В. Карасевой, «Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения»).

Во-вторых, неизбежное запаздывание приводит к необходимости сдерживать нарастающее бешенство, которому весьма способствует свисающий с головы провод наушников (Bluetooth наушники еще больше усугубляют запаздывание). Учителю важно видеть движение и слышать его результат одновременно, иначе в его голове происходит мучительная коррекция, высасывающая энергию.

В третьих, микрофон, даже хороший, весьма своеобразно отрабатывает звук. Все артисты, кто привык работать на микрофон, знают, что он преувеличивает шумы, а значит, атаки. Звук, кажущийся на концерте мощным, будет жестким и задавленным без умелой руки звукорежиссера. На запись нужен особый звук, тщательно ведомый по фразе, слегка прозрачный, то есть, именно такой, каким дети еще не владеют и нескоро овладеют в своем обучении.

В-четвертых, невозможно коснуться зажатой части руки ученика, чтобы, не отвлекая его общее внимание от других процессов, все же намекнуть ему на зажатость, которую он привычно стряхнет, также не отвлекаясь от процесса. Нужно каждый раз остановить и сказать.

И наконец, вот это самое «сказать». Давно известно, что избыточное использование второй сигнальной в музыкальной педагогике вредно для процесса. В случае младшего возраста оно вообще неприемлемо, так как отвлекает драгоценный, еще не развившийся логический ресурс на переваривание собственно сигналов, а ведь их еще надо осмыслить и применить. Необходимость, несмотря на показ, все проговаривать, так как нет уверенности, что показ будет 100% верно передан через все маршрутизаторы, очень напрягает и ученика, и учителя. К тому же, приходится также разбивать проблему на более мелкие алгоритмы, на ходу придумывать небольшие упражнения, все делать более ясно и выпукло. Aliza Keren, (Keren Aliza Project, объединяющий несколько направлений, в том числе онлайн школу обучения скрипке) согласна с этим мнением: «При регулярных занятиях по скайпу с начинающими скрипачами необходимо учитывать то, что обучение в целом происходит медленнее, чем вживую за счет того, что из-за задержки невозможно давать подсказки и комментировать игру ученика во время его игры, приходится делать это только после остановки. На мой взгляд, это является одним из больших минусов обучения онлайн. Будем надеяться, что технический прогресс в ближайшем будущем как-то решит и эту проблему». Пока, правда, технический прогресс запаздывает.

Все вышеперечисленное работает в сторону увеличения обоюдной нагрузки и многократно услышанные жалобы и педагогов, и учеников на полное отсутствие сил в конце дня никак не удивляют.

Стресс, обрушившийся на всю систему обучения в виде тотального дистанта, скомкал конец года. Музыкальные учебные заведения встали перед выбором: онлайн урок или обмен видео и комментариями. Онлайн урок по Скайпу, возможно, предпочтительнее, так как предполагает  подобие очного интерактива, но бесит невероятно. Обмен комментарии в ответ на видео неэффективен. Собственно, не так много студентов музыкальных направлений не знают, что не так с их игрой. В основном для них непонятно, как сделать, чтобы было так – и для этого отдельные педагоги в порыве педагогического героизма не только подробно комментируют игру ученика, но и сами записывают в подробностях. Наверно, это наилучший вариант онлайн урока для старшего возраста учеников, но он физически невозможен, если класс насчитывает много студентов – попросту не выжить.

Не меньшая неразбериха с экзаменами. Пианисты спокойно спят, пока другие инструменталисты в отчаянии пытаются попасть в минусы аккомпанементов, записанные концертмейстерами учебных заведений по требованию дирекций (должны же концертмейстеры за что-то получить зарплату!). Грамотно подогнать исполнение под минусовку без компьютерного сведения невозможно – но оно запрещено требованиями экзамена. В большинстве заведений, правда, аккомпанемент на экзамене не требуют – но вид ученика, сиротливо играющего свою партию с несчитанными паузами, без дополнительного вдохновения, привносимого мастером- аккомпаниатором, вызывает жалость.

Однако, в этой серо-черной картине, есть и обнадеживающие светлые области. Нет, дистант совершенно не годится для мейнстрима музыкального образования, в этом нет сомнений. Но, например, камера, которая  издавна была пугалом для широкого круга людей, включая и музыкантов, теперь прочно вошла в жизнь каждого студента. Записав себя пару раз и ужаснувшись, студент начинает иначе слышать себя при игре, приобретает необходимое дистанцирование от своего исполнения, может в какой-то степени учить себя сам и, как минимум, лучше понимать педагога. Камера, неизбежно присутствующая сегодня на всех конкурсах и экзаменах, перестает его смущать – вот она, дома у него каждый день. Запись больше не событие – и это большой шаг к естественности исполнения.

Кроме того, вдруг в одночасье исчезли границы и пространство сжалось. Отходив 10 лет в одно и то же учебное заведение, зная в нем каждую паутинку в углу и каждое слово, которое преподаватель неизбежно произнесет в том или ином случае, юный музыкант вдруг получает возможность позаниматься с известной фамилией, живущей от него за тысячи километров и которую он ранее лишь с благоговением слышал.  Эта возможность теоретически существовала и раньше, но про нее просто никто не думал. А раз уже приходится и со своим, надоевшим, заниматься удаленно, то почему не с какой-нибудь звездой, которой скучно и безденежно в отсутствие концертов? Ютьюб просто затопило цунами онлайн уроков, мастерклассов, обучающих видео на всех языках (но преимущественно на универсальном английском) – и среди них есть весьма ценные и дельные ролики которые подтолкнут мысль ученика (и, возможно, думающего и интересующегося педагога) в новом направлении – и к новым достижениям.

Конечно, мир больше не будет прежним. Вся эта онлайн-волна никоим образом не схлынет, как пришла. Экономическая выгода онлайн обучения, к счастью, не смогла еще на данном этапе передавить очные формы, что было бы полнейшей потерей здравого смысла – но экономика сегодня лежит в основе всех сторон деятельности и является определяющей. В спешке выстроенные онлайн платформы также никуда не денутся и будут только совершенствоваться и расширяться.

Да и вирус, он же никуда не уходит. Если он и обещает вести себя как обычный вирус, понадобится несколько лет, чтобы его зловредные свойства поутихли – но к тому времени подоспеют другие наши микроскопические сожители. Микроорганизмы занимают 80% биомассы Земли, которая включает, в частности, слонов, деревья и нас с вами. От микроземлян человечество еще получит немало неприятных сюрпризов.

И, главное, идея, раз возникнув, занимает прочное место в ноосфере. Идея безграничного образовательного интернета, которая получила мощный толчок за последние полгода, будет теперь с нами жить и неизбежно привнесет изменения в общую сферу обучения музыке.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.