(1907–1979)
«Маршал песни» – такого неофициального, но очень почетного звания удостоился Василий Павлович Соловьев-Седой. Так назвал композитора Георгий Константинович Жуков, и эти слова как нельзя лучше отражают роль композитора в отечественной музыкальной культуре. Не было в СССР человека, который не знал бы «Подмосковные вечера», «На солнечной поляночке» или «Где же вы теперь, друзья-однополчане» – и сегодня песни, созданные Василиев Павловичем, по-прежнему трогают сердца.
Происхождение Василия Соловьева было более чем скромным: отец его –выходец из крестьянства – работал в Санкт-Петербурге дворником, а мать служила горничной у Анастасии Дмитриевны Вяльцевой. В конце концов, мать уволилась: Вяльцева, как многие «звезды», отличалась своенравностью и капризностью, а горничная обладала чувством собственного достоинства. Всё же расстались они по-хорошему: на прощание хозяйка подарила горничной граммофон и грампластинки, которые стали для юного Василия источником музыкальных впечатлений. От отца же он получил в подарок балалайку, на которой научился играть, не имея наставников, и даже организовал небольшой ансамбль с соседскими мальчиками. Познакомился он в детские годы и с академической музыкой: соседом по дому был виолончелист, работавший в оркестре Мариинского театра, и благодаря ему мальчик бывал на спектаклях – в том числе с участием Федора Ивановича Шаляпина.
С девятилетнего возраста Василий выполнял подсобные работы в кинотеатре «Слон». В качестве платы ему вместо денег предоставляли возможность заниматься на пианино, на котором во время сеансов играл тапер. Так он самостоятельно освоил этот инструмент и со временем стал выступать в качестве тапера и аккомпаниатора на самодеятельных концертах, а с середины 1920-х годов он сопровождал музыкой уроки утренней гимнастики на Ленинградском радио.
Несмотря на столь очевидные успехи, Василий Павлович тогда не рассчитывал на музыкальное будущее: последствия травмы пальца закрыли ему дорогу к исполнительской карьере, а о композиторской деятельности он тогда не задумывался. Он попытался поступить в Политехнический институт, но не сумел сдать экзамен по политэкономии, хотя с математикой и физикой справился прекрасно. Но в 1929 году всё же решил попытать счастья в Музыкальном техникуме. Шансов почти не было – ведь он даже не знал нотной грамоты, но один из членов приемной комиссии попросил абитуриента поимпровизировать на рояле, и это решило судьбу Соловьева. Наставником его в техникуме был Петр Борисович Рязанов, у которого был очень интересный подход: принципы музыкальной композиции он объяснял ученикам, анализируя литературные произведения. В 1931 году курс, на котором учился Соловьев, был переведен в консерваторию.
В пору учебы в техникуме он создавал фортепианные пьесы, музыку к спектаклям двух театров – Антирелигиозного и Кукольного, романсы, работал над оперой «Мать» по одноименному роману Максима Горького. В 1934 году по радио прозвучало его симфоническое сочинение «Партизанщина». Уже тогда Василий Павлович пробовал свои силы как композитор-песенник: его «Лирические песни» были изданы под псевдонимом «Седой» (в качестве псевдонима композитор использовал свое детской прозвище, связанное с цветом волос). Позднее он присоединил псевдоним к настоящей фамилии и стал Соловьевым-Седым.
Первый значительный успех пришел в 1936 году – в год окончания консерватории: Соловьев-Седой удостоился премии на конкурсе массовой песни, представив два сочинения – «Песню о Ленинграде» и «Парад». Это побудило его в дальнейшем сосредоточиться в основном на песенном жанре. Впрочем, композитор работал и в других областях – например, в 1940 году в Ленинграде состоялась премьера его балета «Тарас Бульба».
Во время Великой Отечественной войны композитор возглавлял фронтовую бригаду, выезжавшую на Калининский фронт. В годы войны он создал «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке» и другие песни, прославившие его имя. Не все из них были сразу оценены по достоинству – например, песню «Вечер на рейде» коллеги и руководство Дома композиторов сочли «не отвечающей требованиям военного времени» и даже называли «цыганщиной». Всё же композитор решился включить ее в одно из выступлений фронтовой бригады – и солдаты начали подпевать припев, потом попросили списать слова. В скором времени песня «ушла в народ» – ее пели и на фронте, и в тылу. Такова была судьба и другой военной песни Соловьева-Седого – «Соловьи».
В послевоенные годы композитор наряду с созданием песен немало трудился в области киномузыки. Его музыка звучит во многих фильмах – «Небесный тихоход», «Донская повесть», «Первая перчатка», «Сладкая женщина» и других. К одному из фильмов – документальной картине «В дни спартакиады», снятой в 1956 году, была создана песня «Подмосковные вечера». Сам Василий Павлович не придавал ей большого значения, но к его удивлению, песня приобрела фантастическую популярность – причем не только в СССР. Например, английский джазмен Кенни Болл сделал ее джазовую аранжировку, а когда Эдуард Хиль в 1966 году исполнял ее в Рио-де-Жанейро, зал подхватил песню: оказалось, что ее знают в Бразилии!
Но, хотя Соловьев-Седой прославился как композитор-песенник, творчество его не ограничивалось песенным жанром. Перу композитора принадлежат оперетты и музыкальные комедии «Олимпийские звезды», «Вендетта», «Подвески королевы» и другие, а также балет «В порт вошла «Россия».
Василий Соловьев-Седой ушел из жизни в 1979 году.
Имя композитора носит сквер на Невском проспекте.
Все права защищены. копирование запрещено.
Пока нет комментариев