Пласидо Доминго выступил в опере Джузеппе Верди «Симон Бокканегра»

Доминго Пласидо

фото Ирины Туминене

Прославленный испанский  тенор Пласидо Доминго, в последние годы расширивший свой репертуар баритоновыми партиями, неоднократно выступал с мариинской труппой, как на петербургской сцене, так и за рубежом. Дебют Пласидо Доминго на петербургской сцене состоялся в 1992 году в опере Верди «Отелло». Также он исполнял заглавные партии в операх Вагнера и Верди. Доминго выступал в Мариинском театре и в качестве дирижера: под его управлением звучали оперы «Аида» и «Травиата» Верди и «Валькирия» Вагнера.

Симон Бокканегра

фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Мировая премьера оперы Верди «Симон Бокканегра» состоялась в 1857 году на сцене театра Ла Фениче, по заказу которого и была написана Верди на либретто Франческо Марии Пьяве. Несмотря на то, что к тому времени композитор был уже признанным мастером, публика не проявила к ней большого интереса, что заставило на какое-то время отказаться от новых постановок. Тем не менее, спустя почти четверть века, в 1881 году, Верди с помощью либреттиста Арриго Бойто осуществил вторую редакцию, переработав и музыкальную, и литературную основу оперы. «Исправленная» версия – единственная, исполняемая в наше время, была представлена на сцене театра Ла Скала 24 марта 1881 года.

Пласидо Доминго

фото Наташи Разиной © Мариинский театр

В Мариинском театре опера «Симон Бокканегра» была представлена лишь однажды в 2007 году — в концертном исполнении. Новая постановка итальянского режиссёра и художника Андреа Де Роза состоялась в 2016 году (совместная копродукция Мариинки с итальянскими театрами Ла Фениче (La Fenice Opera House) и Карло Феличе (Carlo Felice Theater of Genoa).

Андреа Де Роза волнуют взаимоотношения героев спектакля, перипетии их чувств.

Андреа Де Роза: «Я остался верен тексту, пытаясь подчеркнуть то, что, по моему мнению, является здесь ключевым элементом – море.  Оно присутствует в опере каждую секунду потому, что оно важно для Симона. Он был корсаром, но, став дожем, должен был жить во дворце. Лишь умирая, он освобождается и вновь возвращается в свою стихию. Это не просто декоративный элемент, это олицетворение судьбы. Для такого человека, как Симон Бокканегра, важно всегда иметь видимый горизонт, но боль и интриги власти застилают его».

Симон Бокканегра поклоны

фото Ирины Туминене

Видеопроекции реальных пейзажей лигурийского моря окрестностей Генуи, на фоне которых разворачивается действие оперы, сопровождали внимание зрителя на протяжении всего спектакля (художник по свету и видео – Паскаль Мари). В «Симоне Бокканегра» есть пейзаж без людей, точнее, настоящий романтический пейзаж, способный отражать душу человека.

Вместе с великим Пласидо Доминго (Симон Бокканегра) в исполнении вердиевской драмы приняли участие ведущие солисты Мариинской оперы: Татьяна Сержан (Мария Бокканегра, дочь Симона под именем Амелии Гримальди), Роман Бурденко (Паоло Альбиани), Мигран Агаджанян (Габриэль Адорно), Юрий Воробьёв (Якопо Фиеско).

Невероятное драматическое звучание хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением импульсивного маэстро Валерия Гергиева сложно было переоценить!

Мариинский театр

фото Наташи Разиной © Мариинский театр

Пласидо Доминго ярко воплотил образ главного героя на мариинской сцене.

Пласидо Доминго: «Я много лет исполнял в этой опере партию Габриэля Адорно. Меня никогда не покидала мысль, что в более позднем возрасте смогу спеть партию главного героя. Но даже еще до окончания моей теноровой карьеры маэстро Даниэль Баренбойм однажды сказал мне: «Пласидо, я хочу сделать «Симона Бокканегру» с тобой». Я продолжал петь теноровый репертуар, но от этого предложения не мог отказаться. Конечно, эта опера очень специфическая, но когда я спел ее, то подумал: «Почему бы не попробовать и другие баритоновые партии»? В 2009 я спел своего первого Бокканегру и с тех пор выступил еще в 12 операх, 8 или 9 из которых принадлежали Верди. Я продолжаю осваивать этот репертуар с большим наслаждением».

За пультом симфонического оркестра Мариинского театра стоял Валерий Гергиев. Маэстро придал особый драматический фон спектаклю, благодаря выразительной, одухотворенной игре оркестра.

Валерий Гергиев: «Большинство опер Джузеппе Верди идут у нас в Мариинском театре. Эта опера с ее мрачным подтекстом в то же время поразительно симфонична. Многие страницы звучать здесь более сурово и аскетично. Может быть, здесь меньше запоминающихся арий, чем в «Травиате», или «Риголетто», но в «Симоне» представлены огромные человеческие страсти и доминируют мужские голоса, что очень редко бывает в опере. Три бас-баритона — редчайший выбор и для любого композитора определенный риск. Это любил делать и Модест Петрович Мусоргский. Большая политика — хорошая знакомая тема для многих оперных партитур Джузеппе Верди. Он очень любил свою родную страну,  тщательно изучал историю Италии. Я неслучайно сравниваю этих двух композиторов. Ведь, как известно, приезд Верди в Санкт-Петербург повлиял на становление группы великих русских композиторов, среди которых никак нельзя не упомянуть имя Модеста Петровича Мусоргского. Верди приезжал на берега Невы в начале 1860-х гг., то время, когда Мусоргский не мог не слышать «Силы судьбы». Пласидо Доминго создал фантастические роли в театре. Нас связывает с ним уже более чем тридцатилетняя дружба. Вместе мы выступали практически на всех континентах земного шара, включая Японию, США, большую часть европейских стран. Вообще, удивительно как певец может сохранять такую свежесть тембра голоса, его удивительная артистическая способность передавать эмоцию, будь то опечаль, или радость, потрясающая внешность  — все это не может не восхищать и зрителей, и артистов».

 Санкт-Петербург