Связь французского и русского балета давняя, историческая. Французам мы – русские – обязаны профессиональным освоением этого вида сценического искусства. Так, еще в царствование Алексея Михайловича при русском дворе был показан первый балет со знанием французского стиля (1673), а благодаря указу об ассамблеях Петра I (1718) наши дворяне должны были осваивать разные европейские бальные танцы и среди них грациозный французский менуэт. Французский танцовщик и хореограф Жан Батист Ланде стал инициатором создания первой балетной школы в России (1738), а рожденный в Марселе Мариус Петипа (1818–1910), подытожив знания своих многочисленных предшественников, явил в Петербурге и Москве образцы спектаклей, ныне признанных академическим наследием классического балета.

Французскую школу балета в России признавали и старались следовать ее лучшим образцам, но на русской сцене ее стиль и манеры приобрели иную окраску – гармонично-напевную, одухотворенную местной природой, культурой и обычаями. Кроме того, именно в России французский балет нашел логичное соединение с традициями итальянской и датской школами балета. Благодаря «Русским сезонам С.П. Дягилева» и последующим разным волнам русской эмиграции в Европу (в ее составе были многочисленные деятели отечественного балета), русский балет стал популярен не только в Париже, но и во всем мире. Так он, по сути, возродил, расширил и глобализировал свою сферу влияния. И данный процесс сейчас продолжается.

Примеров русско-французских связей в балете в ХХ и XXI столетиях множество. Их – масштабные и малые – все сразу и не вспомнишь. Из свежих, не столь давних важно озвучить издание книги педагога Парижской оперы Андрея Клемма «Балетный класс». Эту книгу, вышедшую в издательстве «Эксмо» на русском языке, можно назвать учебником или пособием по классическому танцу. Ее второе название – «Основы театрального балетного класса». То есть, в первую очередь, данная книга предназначена для выпускников хореографических училищ, артистов балета и театральных педагогов, ведущих классы. Прежде чем учебник Клемма появился в России, его издание дважды выходило на французском в Париже. На настоящий момент готовится его версия на английском языке. Выпуску книги предшествовали видео уроки Клемма на DVD.

Андрей Клемм сегодня один из самых востребованных русских педагогов классического танца в мире. Его гастрольный график чрезвычайно насыщен: Европа, Азия, Россия, Америка. Во многих музыкальных театрах и танцевальных труппах опыт и знания Клемма имеют творческий спрос и оказывают самое положительное влияние на профессиональный уровень артистов.

Клемм – москвич, в прошлом способный, хорошо выученный классический танцовщик, воспитанник одного из самых известных педагогов Московского хореографического училища Александра Бондаренко. Он танцевал в Театре классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва и Боннской опере, а педагогический багаж начал формировать уже в процессе танцевальной карьеры, с ежедневных балетных уроков Наума Азарина-Мессерера. Затем, в разные годы Клемм стремился обогатить свой опыт учебой на педагогическом отделении балетмейстерского факультета в ГИТИСе и в Новом гуманитарном университете Натальи Нестеровой (педагог Анатолий Борзов). Зарубежный преподавательский опыт Клемма включает интенсивные балетные курсы в США (Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, штат Флорида), работу в балетной труппе Немецкой государственной оперы и Берлинской государственной балетной школе. С 2007 года Андрей Клемм педагог Парижской национальной оперы.

Уроки Клемма, демократичные по характеру, легкие, но не облегченные, динамичные, темповые, хорошо развивают координацию, используют широкий спектр приемов из разных танцевальных школ – европейской, американской и русской. Это уроки, настроенные на полную собранность исполнителя, который, пройдя «класс Клемма», будет абсолютно подготовлен как к самым сложным репетициям, прогонам, так и к спектаклям. Причем классический урок Клемма универсален. После него тело танцовщика в состоянии осваивать и пластику современного танца (разные его направления).

Многолетняя педагогическая практика Клемма со временем должна была привести его к итогам и выводам, которые ныне обрели самую верную форму – учебника-пособия «Балетный класс». В нем Клемм следует привычной структуре балетного урока, проходящего стадии упражнений у станка, на середине, прыжков, упражнений на пальцах у женщин.

Многие приемы и правила исполнения, предложенные Клеммом, присутствуют и у других педагогов. Но, а как же иначе? Ведь это классика и ее исполнительская сила в канонах и традициях, а Клемм, как наследник данных традиций, и продолжает работать! Впрочем, и многие свои акценты он привносит и закрепляет, убеждая, что без них не может существовать классический балет современности. Большую роль в его уроках играет разогрев у станка с несколькими комбинациями battement tendu. У станка и на середине разные комбинации с правой и левой ноги у Клемма обязательно следуют без пауз – подряд. В принятой у нас балетной терминологии редко встречается enveloppé (в противоположность développé). Его описание и раскладку Клемм предлагает в своей книге. Для всех балетных pas автор учебника обязательно отмечает свои рекомендации по исполнению и указывает необходимый музыкальный размер.

Книга очень качественно иллюстрирована. Заданные Клеммом движения в студии Замбелли в историческом здании Парижской национальной оперы демонстрируют (на фото Марии-Елены Баклей и Виктора Аржона) молодые и очень способные артисты Лор-Аделаид Буко, Поль Марк и Хлоя Ревейон. Благодаря им (их выразительным телам) представлен эталон исполнения. Издание компактно по форме и наглядно по подаче материала. Очевидно, что заинтересовавшийся им не наткнется на малополезный и скучный материал.

Некоторым может показаться, что выход книги русского педагога с французским бэкграундом Андрея Клемма «Балетный класс» не столь значимое событие. Не соглашусь с этим, поскольку балет во все времена был самым беспроигрышным средством для установления разнообразных, порой жизненно необходимых контактов не только между Францией и Россией, но между другими странами.

 

Фото Мария-Елена Баклей, Виктор Аржона