(р. 1985)

 

«У каждого в жизни свой путь, свое предназначение. Можно следовать ему или нет, но сопротивляться всегда трудней», – утверждает Екатерина Валерьевна Крысанова. Ее собственным жизненным предназначением стал балет. Творческий путь балерины отмечен такими престижными наградами, как премии фестивалей «Бенуа де ла Данс», «Золотая маска», «Dance open», звание заслуженной артистки Российской Федерации. Но главной наградой для балерины всегда остается признание публики.

Екатерина Крысанова появилась на свет в Москве. Уже в детские годы она была очень энергичной – девочка ни минуты не могла постоять на месте. Учителя посоветовали родителям отдать дочь учиться балету. И вот девятилетняя Екатерина начала заниматься в подготовительном классе Московской государственной академии хореографии. Но по окончании подготовительного класса в Академию ее не приняли, и в десятилетнем возрасте она продолжила учебу в Центре оперного пения Галины Вишневской. Родители Екатерины не имели отношения к балету, но она никогда не завидовала выходцам из балетных семей: перед ней не стояла задача оправдать родительские надежды, подтвердить «честь фамилии», а дом не превращался в продолжение школы – родители не контролировали ее занятий, и даже когда она, выполняя упражнения, просила отца потянуть ей ногу, тот отказывался помогать, говоря: «Хочешь быть балериной – всё делай сама». Эти отцовские слова стали для Крысановой руководством к действию на всю жизнь.

Впоследствии Екатерина Валерьевна ни разу не пожалела, что судьба ее сложилась именно так – ведь не важно, где именно обучаться, гораздо важнее – у кого. В Центре ее наставницей стала Аза Кулаева, получившая хореографическое образование в Академии им. А.Я.Вагановой. Позднее Крысанова занималась в школе Михаила Леонидовича Лавровского, а за два года до окончания учебы была принята в Московскую академию хореографии. Во время обучения там она выступила в балете Рикардо Дриго «Волшебная флейта» в роли Лизетты.

В 2003 году после завершения учебы Крысанова была принята в Большой театр. Там с нею работала Светлана Дзантемировна Адырхаева, которая оказалась подругой и сокурсницей ее первой наставницы, и балерина склонна усматривать в этом руку судьбы. Уже в то время Адырхаева, давая интервью, упомянула Крысанову и посоветовала ее запомнить, отметив ее талант. Между тем, Крысанова тогда еще была в составе кордебалета. Впрочем, ей почти сразу начали давать небольшие сольные партии: Испанская кукла в «Щелкунчике», первая вариация в картине «Тени» в «Баядерке», Гвадалквивир в «Дочери фараона», вариация в гран па в «Раймонде» и другие. По прошествии трех лет после приема в театр Крысанова была переведена в солистки.

В последующие годы Крысанова исполнила множество партий: Зина и Классическая танцовщица в «Светлом ручье», Аврора и Фея Сирени в «Спящей красавице», Люська в «Золотом веке», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аспиччия в «Дочери фараона», Гюльнара и Медора в «Корсаре», Эгина в «Спартаке», Мари в «Щелкунчике», Флер де Лис в «Эсмеральде» и другие. Балерина была первой исполнительницей некоторых партий в творениях современных хореографов, например, у Алексея Осиповича Ратманского она исполнила партии Машинистки в «Болте», солистки в «Игре в карты», Амура в «Пламени Парижа», Флорины в «Утраченных иллюзиях». Немало балетов было впервые поставлено в Большом театре с участием Крысановой: «Магриттомания» Юрия Михайловича Посохова, «В комнате наверху» Твайлы Тарп, «Русские сезоны» Алексея Ратманского и «Ромео и Джульетта» в его хореографической редакции.

Не стоит думать, что талантливой балерине всё дается легко. Так, настоящим испытанием стало для Екатерины Крысановой участие в балете Андрея Александровича Кайдановского «Love Song». Само назначение в этот спектакль оказалось для балерины неожиданностью, времени на репетиции было отведено мало. Ситуация осложнялась тем, что параллельно балерина работала над партией Сванильды в «Коппелии», а у классической хореографии несколько иные законы, нежели у современной, и работать в двух направлениях одновременно нелегко. Тем не менее, все трудности были преодолены – по словам артистки, было «легко и весело» работать, и участие в этом спектакле стало для нее бесценным творческим опытом.

Не менее важным стало для Крысановой выступление в балете «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо. Ее тогда даже не включили в кастинг на роль Катарины, но Адырхаева, убежденная, что это роль для ее ученицы, посоветовала Крысановой самой поговорить с Майо. Екатерина Валерьевна совету последовала, балетмейстер согласился дать ей возможность показать себя и во время пробы заинтересовался ею. В результате Крысанова выступила в партии Катарины.

Будучи примой Большого театра, Крысанова признается, что самое главное в этом положении – «держать планку», оправдывая зрительские ожидания. Впрочем, Екатерине Крысановой это удается блестяще – балеты с ее участием всегда восхищают публику.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.