(1937–2017)
Зураб Лаврентьевич Соткилава – один из тех певцов, чье искусство составляет гордость отечественной вокальной школы. Ему рукоплескали Лондон, Милан, Дрезден – и трудно поверить, что поначалу он не задумывался о карьере оперного певца.
Жизненный путь Зураба Соткилавы начинался в Сухуми. Мать его была врачом-рентгенологом, отец – школьным учителем истории и директором школы. В семье не было профессиональных музыкантов, но музыку любили – особенно мать и бабушка, которые прекрасно пели под гитару грузинские народные песни. Они часто усаживались во дворе на скамейку и «концертировали» для соседей, и маленький Зураб с удовольствием подпевал им. Когда мальчик подрос, мать уговорила его поступить в музыкальную школу. Зураб обучался игре на фортепиано и скрипке, но становиться профессиональным музыкантом он не собирался, гораздо в большей степени увлекал его спорт, а именно – футбол.
Считается, что талантливый человек – талантлив во всем, возможно, это и преувеличение, но Зураб Соткилава, несомненно, был в равной степени одарен и в музыке, и в спорте. В шестнадцатилетнем возрасте он был крайним защитником в сухумском «Динамо», о нем говорили как о восходящей звезде, в девятнадцать лет он был зачислен в основной состав «Динамо» Тбилиси, в двадцать стал капитаном сборной Грузии, под его руководством команда выиграла первенство Советского Союза. Одним из его соперником на футбольном поле был знаменитый вратарь Лев Иванович Яшин, чем Соткилава впоследствии очень гордился.
Столь блестящая спортивная карьера была прервана неожиданно: в возрасте двадцати одного года во время матча в Югославии футболист получил травму. После лечения он вернулся в строй, но следующая травма, полученная год спустя в Чехословакии, окончательно поставила крест на футбольной карьере. Пришлось задуматься о другой дороге в жизни. Правда, Соткилава еще в бытность футболистом обучался на горно-геологическом факультете, но, распрощавшись с большим спортом, он задумался о третьем пути.
В те годы, как и в детстве, одним из его любимых времяпрепровождений было совместное пение с матерью – Соткилава продолжал заниматься этим, когда ненадолго приезжал к родителям. Другом семьи была певица Валерия Разумовская, она слышала пение Зураба и полагала, что он мог бы стать певцом. Она организовала юноше консультацию у профессора консерватории – тот особого восторга не выказал, но согласился заниматься с Зурабом, поскольку тот мог снабжать его билетами на футбольные матчи. И вот теперь, когда футбольное будущее было для него закрыто, он задумался о будущем музыкальном. Как это ни парадоксально, в этом решении молодого человека поддержал отец, но не мать. Так или иначе, еще не закончив институт, Соткилава стал студентом Тбилисской консерватории.
Поначалу преподаватели сочли, что голос Соткилавы – баритон, но на третьем курсе его наставником стал Давид Ясонович Ангуладзе, который определил, что у Зураба тенор. Исполнитель В 1964 году одержал победу на Закавказском конкурсе, а по прошествии года, после завершения учебы в консерватории, началась карьера Зураба Лаврентьевича в Грузинском театре оперы и балета. Его первой ролью стала партия Каварадосси в «Тоске» Джакомо Пуччини.
Талант певца был очевиден, и его направили 1966 году в «Ла Скала» для стажировки. Итальянский вокальный педагог Дженарро Барра, у которого занимался Соткилава, говорил, что голос певца напоминает «теноров былых времен» (маэстро имел в виду Энрико Карузо и Беньямино Джильи). После двух лет стажировки в Милане Соткилава одержал победу на болгарском конкурсе «Золотой Орфей», два года спустя занял второе место на Конкурсе им. П.И.Чайковского, а в 1970 году удостоился высшей награды в Испании на Конкурсе им. Ф.Виньяса в Барселоне.
Все эти годы после возвращения из Италии Соткилава оставался артистом Грузинского театра, где в репертуар его наряду с мировой классикой входили партии в операх грузинских композиторов, например, Абесалом в «Абесаломе и Этери» Захария Петровича Палиашвили. В 1973 году Соткилава впервые выступил на сцене Большого театра, исполнив роль Хозе, и дальнейшая его творческая деятельность была связана с Большим театром. Одним из главных своих достижений Зураб Лаврентьевич считал партию Отелло. Не менее значительным событием стало его исполнение партии Турриду в «Сельской чести». Когда в Большом театре – впервые в его истории – была поставлена «Хованщина» в редакции Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Соткилава исполнил партию Голицына.
Успех сопутствовал Соткилаве не только в СССР, но и на зарубежных гастролях – его с восторгом принимал публика во Франции, США, Италии, Германии, Испании. Он прославился не только как оперный, но и как камерный певец, в его концертный репертуар входили романсы Сергея Васильевича Рахманинова, Петра Ильича Чайковского, народные песни – русские, грузинские, итальянские. Сценическую деятельность певец совмещал с педагогической – с 1976 года он преподавал в консерватории в Москве.
В 2015 году Зураб Лаврентьевич серьезно заболел, была диагностирована раковая опухоль. После курса лечения певец вернулся на сцену. Последующие два года прошли под знаком упорной борьбы с болезнью – ценой неимоверных усилий Соткилава продолжал преподавать и выступать. Но юбилейный концерт, запланированный в 2017 году, не состоялся – в тот год Зураб Соткилава ушел из жизни.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев