(1885–1978)

 

Тамара Платоновна Карсавина была поистине кумиром современников. Публика ее боготворила, поэты посвящали ей стихи, она была предметом любви известных современников.

Тамара Карсавина – уроженка Санкт-Петербурга – происходила из семьи театральных деятелей: ее дед по отцовской линии был актером, отец и дядя – танцовщиками. Но видеть своих детей артистами балета отец не желал – слишком хорошо он знал «изнаночную сторону» театральной жизни со всеми ее закулисными интригами. По иронии судьбы, будущее его сына Льва, которого он «уберег» от балета, сложилась печально: ставший философом, он был выслан из страны на печально известном «пароходе философов», обосновался в Литве, оказался в СССР после ее присоединения и погиб в лагере, осужденный за антисоветские речи. А вот судьба дочери, ставшей балериной вопреки отцовскому желанию, оказалась более счастливой.

Мечта о балете возникла у Тамары в шестилетнем возрасте, когда она побывала на прощальном бенефисе своего отца, покинувшего сцену в тот год. Решимость девочки была столь твердой, что отец сдался и сам начал обучать ее искусству танца – и как наставник он был весьма строг. Однако его требовательность не испугала Тамару, и в девятилетнем возрасте она поступила в театральное училище.

Наставником ее был Павел Андреевич Гердт. Под его руководством ее талант расцветал – появилась и артистичность, и уверенность в себе. Тамара делала успехи, она даже удостаивалась награды – права носить розовое или белое платье вместо обычного коричневого (так награждали отличившихся учениц). В ученических постановках Карсавина исполняла центральные партии.

По завершении учебы Карсавина была принята в Мариинский театр. На протяжении четырех лет она являлась артисткой кордебалета, после чего стала второй солисткой. Как оценивали ее знатоки балета? Мнения их разделились: многие упрекали молодую артистку в «небрежности», «расхлябанности» и даже в «косолапости». Но были и другие мнения – некоторая незавершенность, загадочная расплывчатость движений завораживала публику. Определенный недостаток техники, возможно, и имел место, но зрители с легкостью прощали его обаятельной и грациозной исполнительнице. Главной конкуренткой Карсавиной в театре была Анна Павловна Павлова – балерины прямо-таки ненавидели друг друга. Но у Тамары Платоновны была влиятельная покровительница в лице Матильды Феликсовны Кшесинской, которая сразу обратила внимание на молодую талантливую артистку.

Первую центральную роль Карсавина исполнила в 1904 году в балете «Пробуждение Флоры». Успешным это выступление нельзя было назвать, более удачным оказался для нее следующий спектакль – «Конёк-горбунок». Публика восхищалась ее исполнение роли Царь-девицы, но критики восторга не высказывали, вновь адресуя Карсавиной многочисленные упреки.

Важную роль в раскрытии ее таланта сыграло сотрудничество с Николаем Густавовичем Легатом, которые ценил ее талант и давал ей главные роли в «Жизели», «Раймонде», «Корсаре», «Дон-Кихоте». Но истинный «звездный час» наступил для балерины, когда началось ее сотрудничество с Михаилом Михайловичем Фокиным. Ее индивидуальный стиль не вполне вписывался в строгость классического балета – но ведь и Фокин желал отойти от его традиций, и в этом плане хореограф и балерина нашли друг друга. В марте 1907 года Карсавина с успехом выступила в «Шопениане», а в декабре – на том же концерте, где Павлова впервые представила «Умирающего лебедя», она исполнила ассирийский «Танец с факелом».

В 1909 году Карсавина приняла приглашение в труппу Сергея Павловича Дягилева. В Париже она с большим успехом выступала с Вацлавом Фомичом Нижинским. Исключительный успех сопутствовал ей в «Павильоне Армиды» и иных творениях Фокина. Хореограф считал ее лучшей исполнительницей роли Балерины в «Петрушке».

В 1910 году артистка возвратилась в российскую столицу, где в репертуаре ее появились центральные партии в нескольких балетах. В годы Первой мировой войны она продолжала танцевать в этом театре и получать новые роли, в том числе и в балетах, созданных Фокиным для нее специально. Но всё же артистка полагала, что участие в его произведениях разрушает классическую чистоту танца, и в 1915 году прекратила работу с ним.

В 1918 году балерина покинула Россию вместе с супругом (британским дипломатом) и сыном. Она отправилась во Францию и вновь присоединилась к дягилевской труппе, но контакт с новым хореографом – Леонидом Федоровичем Мясиным – не сложился. В 1920-х годах Тамара Платоновна танцевала в «Ла Скала», снималась в немецких и английских немых кинокартинах.

С 1929 года Карсавина жила в Лондоне. Через два года она завершила сценическую деятельность, и с этого времени работала как хореограф и репетитор. Полтора десятилетия она возглавляла Королевскую академию танца. Карсавина написала несколько книг по балетному искусству, разработала новый метод записи танца.

Тамара Платоновна Карсавина ушла из жизни в 1978 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.