(1837–1911)

 

Французский композитор Александр Гильман был личностью исключительно многогранной. Наряду с созданием музыки его талант проявился в органном исполнительстве, в преподавании.

Родина Александра Гильмана – небольшой французский городок Булонь-сюр-Мер. Предки его по отцовской линии были органистами и органостроителями. Обучаться игре на органе он начал у собственного отца. Гильману было всего шестнадцать лет, когда он, возвратившись в родной город, стал титулярным органистом собора (его предшественником в этой должности был французский композитор Шарль Луи Анон). Проработав в таком качестве шесть лет, Александр начал выступать в храмах других городов, в том числе и в Париже, постепенно приобретая известность. В 1860 году в Руане он побывал на концерте бельгийского органиста Жака Николя Лемменса, после чего встретился с музыкантом. Прослушав органную импровизацию Гильмана, Лемменс оценил его талант и пригласил заниматься к себе в Брюссельскую консерваторию.

У Лемменса Гильман обучался недолго – менее года, но приобрел многое, став прекрасным органистом и импровизатором, известным не только в родной стране, но и за ее пределами. Гильман – первый французский органист, который совершал гастрольные туры по Швеции, Великобритании, Германии, Венгрии и Голландии. Одновременно он занимался композиторским творчеством. Произведение, над которым он работал много лет – «Пьесы для органа в разных стилях». Приступив к работе над этим обширным, состоящим из восемнадцати тетрадей циклом в 1865 году, Гильман завершил его в 1892 году. В опус вошли пьесы, написанные в разнообразных жанрах – медитации, пасторали, марши. Наряду с органными пьесами композитор создавал пьесы для фисгармонии – в частности, в 1879 году были написаны «Колыбельная» и «Молитва» для этого инструмента.

Гильмана-органиста высоко ценил Аристид Кавайе-Коль. В 1862 году Гильман наряду с Камилем Сен-Сансом и Сезаром Франком участвовал в концерте, посвященном открытию одного из органов, созданного этим знаменитым мастером, а в 1871 году Кавайе-Коль рекомендовал его на должность органиста церкви Св. Троицы в Париже. В этом храме Александр Гильман трудился в последующие три десятилетия. Свой опыт в таком качестве он обобщил в сборнике пьес «Органист-практик». Тогда же он начал давать уроки игры на органе.

Начиная с 1875 года Гильман работал над сонатами для органа – всего им написаны четыре сонаты. Одновременно он продолжал создавать пьесы для фисгармонии.

В 1878 году Гильман вновь был приглашен выступить на открытии органа Кавайе-Коля, на этот раз – во Дворце Трокадеро. В последующие месяцы в Трокадеро дважды в неделю проходили органные концерты, на которых выступали лучшие органисты того времени: Шарль-Мари Видор, Камиль Сен-Санс и другие. Вход был бесплатным, и зал, вмещавший до двух тысяч человек, всегда был полон. Гильман же и в последующие годы выступал в Трокадеро, поражая публику красочностью регистровых сочетаний и представляя органную музыку разных стран и эпох. Он исполнял творения Джованни Пьерлуиджи Палестрины, Джироламо Фрескобальди, Иоганна Себастьяна Баха и многих других композиторов.

В середине 1880-х годов, продолжая интенсивную исполнительскую и педагогическую деятельность, Александр Гильман работал над «Ноэлями» – сборником пьес на темы григорианских хоралов, состоящим из четырех тетрадей. Концертировал органист в тот период в разных городах и странах. Во время его концертов особое внимание публики привлекали его импровизации на заданные темы. Например, во время концерта в Глазго он очень изобретательно варьировал мелодию шотландской народной песни. Горячий интерес публики вызвали гастроли Гильмана в США в 1893 году.

В 1894 году Гильман стал – наряду с Венсаном д’Энди – основателем нового парижского учебного заведения «Schola Cantorum». В своей речи на ее открытии композитор подчеркнул, что главная задача школы – не «натаскивать» учеников для конкурсных побед, а воспитывать их как музыкантов. Этот принцип композитор и органист реализовывал на практике, до конца жизни преподавая в «Schola Cantorum». Одновременно – с 1896 года – он преподавал в Парижской консерватории.

В те же годы композитор занимался издательской деятельностью. Своей главной задачей на этом поприще он считал популяризацию органных произведений, которые были известны лишь узкому кругу специалистов. С этой целью были изданы такие серии сборников, как «Исторический органный концерт», «Репертуар концертов Трокадеро».

В последнее десятилетние жизни композитор занимал должность почетного органиста собора Нотр-Дам-де-Пари. В 1908 году он вновь выступил в США, где в Сент-Луисе играл на самом крупном органе в мире. В том же году были написаны его последние сочинения – «Волюнтари», «Хоралы и ноэли».

Последние годы жизни Гильмана прошли на вилле в Медоне. До конца жизни он продолжал и преподавать, и концертировать. Александр Гильман ушел из жизни в 1911 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.