Первой премьерой, выпущенной новым главным дирижёром петербургского Михайловского театра Александром Ведерниковым, стала «Аида». Постановщик – московский режиссёр Игорь Ушаков, художник- Мариус Някрошюс. Спектакль картинный, представительный, в прибалтийско — выдержанной красивой цветовой гамме с необычным, несколько вычурным решением пространства. Очень неторопливый спектакль, если не сказать — лишенный внутреннего движения во всех отношениях.
Ну, собственно, что мельтешить в «Аиде»! Однако, как-то развлекать публику всё же надо; Верди и стиль большой оперы для этого случая предусмотрели балет. Но постановщики обошлись без оного – из каких соображений, уж не знаю. А там, где балету быть, хоровые девы выполняют гимнастические упражнения с сидениями в виде кубиков (в апартаментах Амнерис) или просто плавно передвигаются, в некоторых случаях покачивая руками. Слава богу, всё же в такт музыки, звучащей с не слишком свойственной для оркестра Михайловского театра последних лет академичной корректностью, сбалансированно, культурно, но довольно равнодушно.
На сцене преобладает статика и декоративность, однако организовано всё довольно ладно: и встреча победителей — с множеством зеркал, отражающих величие. И эффектная сцена судилища, где импрессия достигается с помощью перспективной видео- картинки с множеством бесконечно уходящим в даль фигур жрецов; вот только зачем они ещё и ручками дёргают, как гифки… Обмануть зрителя не удаётся, а результат пограничен с комичным.
Внешний образ спектакля отдалённо напомнил репрезентативную Зальцбургскую «Аиду» 2018 года в постановке иранской художницы и режиссёра Ширин Нешат. Только там на сцене были Анна Нетребко и Екатерина Семенчук, а за пультом Риккардо Мути, которые обеспечивали такую эмоциональную силу звучания и интонационное разнообразие, такую внутреннюю динамику, что статика антуража это только педалировала. Можно ведь и не метаться по сцене, действие-то рождается не от беготни, а от взаимодействия актёров-певцов.
Я понимаю, что сравнения – способ не всегда уместный. Но, между прочим, на зальцбургской сцене тоже были русские певцы. А с нашими местными соотечественниками что происходит? Не слышала, как звучали приглашенные артисты на премьере, но то, что было представлено в очередном, кажется, четвёртом спектакле премьерного ряда вызвало много вопросов. Почему-то считается, что в начале спектакля надо беречь голос и эмоции, делая всё «в пол ноги». Между тем, композиторы имеют дурную привычку писать выходные арии. А в тот вечер у Радамеса с первой же арией была просто беда. Когда назначают на партии, неужели это не предвидят? Красивый объёмный голос Олеси Петровой полноценно зазвучал только во второй половине спектакля, Аида-Ирина Морева с партией, скажем так, справилась, что, по большому счёту, огорчительно мало. Фёдор Атаскевич с Радамесом не справился совершенно очевидно. Об огневой силе страстей между героями любовного треугольника и речи не могло идти! Единственный, кто живо взаимодействовал с партнёрами в этом спектакле – Амонасро Александра Кузнецова. Партия небольшая, но спета-сыграна с полной актёрской отдачей.
Фраза «артист распелся к концу спектакля» не сходит со страниц нашей критики. Какой молодец, таки распелся! А зритель, между прочим, платил деньги, и немалые, за все четыре (пять) актов! Дежурное выражение, процитированное выше, уместно, к сожалению, и в данном случае. Да, распелись. Концы с концами свели, слезу с помощью Верди у кого-то выбили. Да и оркестр порадовал в финале, был действительно красив в своём диалоге с дивным потусторонним вердиевским пьяно. И картинка сценическая выглядела необычно – два отсека смертной камеры, в которой любовники так и не соединились. Сдержано, но впечатлило.
А как же с событием? Случился ли всё-таки художественный прорыв с приходом в театр нового дирижёра? Сподвиг ли он своим талантом и работой коллектив на что-то заметно стоящее? Увы. В оперном пространстве северной столицы, и без того, надо сказать, довольно скудном, «Аида» Михайловского театра откровением не стала.
Автор фото – Светлана Тарлова
Фото предоставлены пресс-службой Михайловского театра
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев