(1927–2008)

 

Артур Артурович Эйзен – один из тех басов, без которых невозможно представить себе отечественную оперную сцену ХХ столетия. И сейчас уже трудно поверить, что Эйзен мог и не стать певцом, избрав в жизни иной путь.

Будущий артист появился на свет в Москве, но отец его – потомственный революционер – был выходцем из Латвии. В семье ценили искусство – отец часто декламировал стихи, играл на скрипке, все члены семьи пели народные песни и с удовольствием слушали записи знаменитых певцов, в особенности Федора Ивановича Шаляпина. Артистические способности Артур проявил еще в школьные годы, с удовольствием участвуя в самодеятельности – у него даже было детское прозвище «артист», но в то время он еще не связывал свое будущее с музыкальным искусством – гораздо в большей степени его привлекал драматический театр. Он стал студентом Высшего театрального училища имени Щукина. Его сокурсниками были будущие звезды советского театра и кино – Василий Семенович Лановой, Михаил Александрович Ульянов, Юлия Константиновна Борисова.

В студенческие годы проявилась вокальная одаренность Эйзена – он прекрасно копировал Максима Дормидонтовича Михайлова, Марка Осиповича Рейзена и других знаменитых басов, но об оперной сцене он тогда еще не задумывался. Завершив учебу в 1948 году, Артур Артурович стал актером Театра им. Е.Вахтангова. Он играл в пьесах Максима Горького «Дети Солнца» и «На дне», в «Борисе Годунове» Александра Сергеевича Пушкина и других спектаклях. Одновременно с работой в театре он участвовал в деятельности «Московских литературных чтений». Одно из мероприятий этого молодежного объединения и решило его судьбу.

Участники «Московских литературных чтений» гастролировали по Украине, и во время одного из выступлений публика неожиданно потребовала песен. Единственным из гастролеров, кто был способен петь со сцены, оказался Артур Эйзен, и ему пришлось спасать положение – и успех оказался потрясающим. По возвращении в столицу он задумался: а почему бы не обучаться пению профессионально? Он поступил в Училище им. Гнесиных, но уже по прошествии года был переведен в Институт им. Гнесиных, а на третьем курсе перешел в Московскую консерваторию, где наставником его был Владимир Михайлович Политковский.

Выступать как певец Артур Эйзен начал уже в годы учения. Он выступал в качестве солиста в составе Ансамбля песни и пляски им. А.Александрова, представлял и сольные программы, а также исполнял песни советских композиторов на радио. Совмещать такую активную концертную деятельность с учебой в консерватории было нелегко, но певец прекрасно с этим справлялся. Публика узнала и полюбила его. В 1955 году в Варшаве он одержал победу на конкурсе вокалистов, проходившем в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов. В том же году он снялся в фильме «Вольница». Ко времени окончания консерватории Эйзен был уже довольно известным певцом.

И вот – дебют в Большом театре. Первой оперной партией Эйзена стала роль дона Базилио в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини. В последующие годы он исполнил немало партий. Широте репертуара способствовали особенности голоса: певец с одинаковой легкостью брал и глубокие «низы», и баритоновые верхние ноты, сохраняя и единство тембра, и подвижность голоса, и мягкость звука. Среди партий, исполненных им – Мельник в «Русалке», Мефистофель в «Фаусте», Фарлаф в «Руслане и Людмиле», Владимир Галицкий в «Князе Игоре», Иван Грозный в «Псковитянке», князь Хованский в «Хованщине» и многие другие. Он в равной степени покорял публику и на родине, и во время зарубежных гастролей. Критики в разных странах восхищались тонкостью нюансировки, заставляющей задуматься о «магии струнного инструмента», сравнивали тембровое богатство его низкого регистра со звучанием органа. Но что особенно важно, об Эйзене говорили не просто как о прекрасном певце, а как о «поющем актере»: опыт работы в драматическом театре не пропал даром.

Другая сторона деятельности артиста – концертные выступления. Он исполнял вокальные сочинения Модеста Петровича Мусоргского, Александра Сергеевича Даргомыжского, Роберта Шумана, Лео Делиба и других композиторов. Некоторые вокальные произведения композиторов-современников он первым представил публике – например, «Серенаду Дон-Кихота» Дмитрия Борисовича Кабалевского. В этом он был не менее успешен, чем в опере – так, его исполнение «Дубинушки» привело французскую публику в такой восторг, что песню пришлось бисировать трижды! Эйзен гастролировал с различными оркестрами и ансамблями, в том числе – с ансамблем «Московская балалайка».

Творческие достижения артиста были отмечены многочисленными наградами и званиями.

Много лет Артур Артурович являлся редактором газеты Большого театра.

Артур Эйзен ушел из жизни в 2008 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.