Один из ярких симфонических концертов новогодней недели в Берлинской филармонии открыл очередную декаду событий насыщенного немецкого музыкального сезона.

© Peter Adamik
Немецкий национальный оркестр и его главный дирижер Михаэль Цукерник подготовили для публики роскошную музыкальную программу, составленную из популярных произведений чешских и русских композиторов.
Симфоническая поэма Бедржиха Сметаны «Влтава» из цикла «Моя Родина» любима и почитаема слушателями. Композитор запечатлел в своей музыке живописные картины природы. Великолепное соцветие мелодий, колорит оркестровки «Влтавы» способствуют легкости восприятия этой прекрасной музыки. Наигрыши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, зовы труб и валторн ― охоту в лесу на её берегах, ритм весёлой польки ― крестьянскую свадьбу, тихая мелодия у скрипок на фоне «переливов» деревянных духовых ― ночные хороводы русалок, мощные аккорды всего оркестра ― пороги Святого Иоанна. И, наконец, величественная тема Вышеграда на фоне арпеджио арф передает патриотические настроения этой прекрасной славянской музыки.
Немецкий национальный оркестр раскрылся в полном объёме, демонстрируя сбалансированную выразительную игру и мощную амплитуду звучаний.

© Peter Adamik
Почётным гостем вечера стал известный пианист, обладатель множества наград в области звукозаписи, в том числе премии Грэмми Андрей Гаврилов. В 1974 году пианист одержал триумфальную победу на V международном конкурсе имени Чайковского. Игра Андрея Гаврилова очень самобытна и многопланова. Ярким тому подтверждением стала его неординарная трактовка Второго концерта для фортепиано с оркестром до минор, соч.18 Сергея Рахманинова. Певучая кантилена, феноменальная виртуозная техника Андрея и безупречный контакт с оркестром вызвали позитивные эмоции в зале.
Под занавес программы прозвучала жемчужина русского Востока — симфоническая сюита «Шехеразада», соч.35 Николая Римского-Корсакова. Вдохновленная арабскими сказками 1001 ночи, музыка пленяет своим национальным фольклором, пряными гармониями, россыпью чудесных мелодий и тембровой палитрой. Изумительная мелодия сольной скрипки, символизирующая нежный голос Шехеразады, открывает и венчает это произведение. Римский-Корсаков предпослал сюите программу, составленную им самим по началу сборника:
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи так, что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес поведала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

© Peter Adamik
К музыкантам Немецкого национального оркестра специально для этого сочинения подключились будапештские коллеги Венгерского симфонического оркестра Alba Regia.
Дирижер Михаэль Цукерник приложил немало усилий на истинное раскрытие образов сюиты, и это ему действительно удалось сделать весьма органично. Вдохновение дает дирижеру множество новых красок и нюансов, порой неожиданных не только для артистов оркестра, но и его самого. Их особая прелесть и заключена в той особой магической силе музицирования, рождающейся в сотворчестве дирижёра и оркестра во время живых концертных выступлений.
Фото — Пэтэр Адамик
Берлин (Германия)
Пока нет комментариев