(р. 1944)
Викторию Валентиновну Постникову справедливо причисляют к выдающимся пианистам нашей эпохи. Виртуозная техника, в полной мере проявляющаяся в обширном и разнообразном репертуаре, в особенности в романтическом, снискала ей мировую славу и многочисленные конкурсные победы.
Будущая пианистка появилась на свет в Москве. Родители ее были музыкантами-профессионалами. Отец погиб, когда дочери был всего год от роду, а мать рано разглядела музыкальную одаренность дочери и начала обучать девочку искусству фортепианной игры, когда ей было всего три года. Несмотря на столь нежный возраст, принуждать Викторию к этому не приходилось – она сама тянулась к клавиатуре фортепиано. В шесть лет она начала обучаться в Центральной музыкальной школе при консерватории, где ее наставницей стала Элеонора Богдановна Мусаэлян. Под руководством педагога ученица делала поразительные успехи – уже через год состоялось первое выступление с оркестром, семилетняя Виктория исполнила Концерт № 23 Вольфганга Амадея Моцарта.
Закончив школу, Постникова стала студенткой Московской консерватории. Наставником ее был Яков Владимирович Флиер (примечательно, что первой ученицей этого известного пианиста-педагога была мать Виктории Валентиновны). Годы учения выдались для нее тяжелыми: мать серьезно болела, Постникова вынуждена была совмещать учебу с работой – она зарабатывала, давая детям уроки фортепианной игры частным образом. Из-за воспоминаний об этом далеко не радостном периоде своей жизни пианистка впоследствии никогда не ощущала в себе склонности к педагогической деятельности, и даже когда Флиер после окончания консерваторского курса предложил ей стать его ассистенткой, Постникова ответила отказом.
В студенческие годы исполнительница заявила о себе за пределами родной страны, приняв в 1965 году в Варшаве участие в Конкурсе имени Фредерика Шопена. Правда, на этом музыкальном состязании Постникова не одержала победы, но члены жюри обратили на нее внимание, удостоив почетного диплома. В следующем году она завоевала вторую премию на конкурсе в Лидсе, а по прошествии трех лет, уже завершив учебу в консерватории, исполнительница приняла участие в Конкурсе Вианы да Мотта, который проходил в Португалии, и на этот раз удостоилась первой премии, которую разделила с другим советским пианистом – Фархадом Бадалбейли). Следующим серьезным достижением стала третья премия на Конкурсе им. П.И.Чайковского, которую пианистка завоевала в 1970 году. Примечательно, что в конкурсе в тот год удостоился второй премии Владимир Теодорович Спиваков, который впоследствии стал супругом Виктории Валентиновны.
Успех на конкурсе положил начало международной исполнительской карьере. Постникова концертировала в Австралии, европейских странах, Японии, государствах Южной Америки. Ее гастрольная деятельность была прервана по причине, не имевшей отношения к музыке: брак Постниковой со Спиваковым распался (для Владимира Теодоровича это стало тяжелым ударом, но он повел себя очень благородно и даже помог ей донести вещи до машины, когда она уезжала от него). Вторым супругом артистки стал дирижер Геннадий Николаевич Рождественский. С точки зрения властей развод и новый брак не вписывался в «моральный облик советского человека» – а ведь гастролирующая артистка представляла страну за границей. Пианистка и дирижер не могли зарегистрировать брак – в обоих ЗАГСах, куда они могли обратиться, им отказывали под предлогом больших очередей, но они понимали, что в действительности за этим стоит неофициальное распоряжение властей. Всё же они зарегистрировали брак – произошло это в Грузии (по закону того времени регистрироваться можно было только по месту проживания одного из брачующихся, но благодаря содействию грузинского композитора Отара Тактакишвили – министра культуры Грузии – для них было сделано исключение). В Москву Постникова возвратилась уже законной супругой Рождественского и в таком качестве она выезжала за границу в последующие годы, выступая с оркестром под его управлением. Собственная гастрольная деятельность за границей была для нее закрыта – впоследствии Виктория Валентиновна узнала, что иностранным импресарио, интересовавшимся ею, каждый раз сообщали, что она якобы больше не выступает.
С Рождественским у Постниковой сложилось особое взаимодействие, с ним она любила выступать больше всего, хотя ей доводилось играть со многими дирижерами – Кириллом Петровичем Кондрашиным, Юрием Хатуевичем Темиркановым, Коллином Дэвисом и многими другими. Некоторые фортепианные концерты – например, Концерт № 2 Петра Ильича Чайковского – она исполняла десятки раз. К числу своих любимых композиторов пианистка причисляет Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Франца Шуберта. Особое значение Постникова придает камерной музыке, которую называет «квинтэссенцией музыки вообще». Идеалом партнера в ансамбле она называет Иегуди Менухина, признаваясь, что выступление с ним было «вершиной блаженства». Менухин тоже наслаждался работой с нею – по словам скрипача, такого творческого единения он не ощущал ни с одним пианистом, кроме своей сестры – ему даже показалось, что умершая сестра воскресла в Виктории Постниковой. В последние годы у пианистки появился еще один ансамблевый партнер – скрипач Александр Рождественский, ее сын.
Виктория Постникова осуществила множество записей. Среди них – полное собрание фортепианных произведений Леоша Яначека, Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки, все концерты для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса, Сергея Сергеевича Прокофьева и Фредерика Шопена.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев