Илья Питалев/РИА «Новости»

 

Рождественские и предновогодние афиши концертов в столице пестрят громкими именами маститых исполнителей. Совместные исполнения Дениса Леонидовича Мацуева и Михаила Васильевича Плетнева частотой не отличаются, поэтому присутствие мое на праздничном событии было обязательным. Программа концертного вечера 24 декабря уходящего года в Большом зале Московской консерватории порадовала пестротой ярких и крайне виртуозных произведений как для оркестра, так и для солиста: второй фортепианный концерт Ф. Листа, «Бурлеска» Р. Штрауса и Шестая симфония А. Брукнера. Первое отделение идеально подходило темпераменту, виртуозному мастерству и олимпийской выносливости солиста, а второе раскрывало возможности обновлённого состава РНО.

Битком набитый зал, разнослойная публика, объединённая неизменным пристрастием к творчеству исполнителей: верные поклонники, светская элита, пожилые почитатели, стоящие в проходах и сидящие на лестницах студенты, друзья и родные солистов.

Весьма спорные мнения бытуют в музыкальной среде, относительно исполнительской манеры Дениса Леонидовича. Всегда интересно выслушать оппонентов и составить собственное представление после прослушивания программы, а лучше двух и более.

Пожалуй, в исполнении Дениса Мацуева, важнейшее место среди впечатлений занимают лирические эпизоды. Именно они представляют собой особую ценность: здесь и охватывающая все пространство зала сфокусированная динамика pianissimo, и бережно, с большим вниманием к подголоскам, дослушанные и великолепным пальцевым legato исполненные фразы, и филигранная игра со временем, и вибрирующие своей значимостью паузы, и динамические пируэты изысканных мелодических высказываний. Стоит ли упоминать о жемчужной технике в тишине, затаившей дыхание аудитории?

В последний раз Мацуева я слышала в студенчестве, в тот период, когда любые инструменты для возможности посещения желаемых выступлений хороши одинаково. Пробравшись под видом знакомого оркестранта с пустым скрипичным футляром в руках и придающим дополнительный возраст макияжем в зал, на самом верхнем ярусе, стоя, пребывая в священном трепете пред всемирно известной величиной, наслаждалась тем же партнерством на сцене, что и теперь. Прошло порядка 11 лет с тех пор, а интерес к сотрудничеству Мацуева с РНО не угас, что говорит и о перманентном развитии исполнителей, и об интересных программах, представляемых оными.

Относительно громогласной виртуозности на динамике, доступной, пожалуй, только Мацуеву, сказано слишком много. Некоторые безусловные константы не теряют своей актуальности. Публика ликует и требует продолжения. Хлеба и зрелищ! А мне, все же, милее камерная лирика в миниатюрах, выбранных Мацуевым для бисов. Бирюльки, ноктюрны, арии, кантиленные части крупных форм, вальсы — редкий ювелирный экземпляр, который необходимо слышать лично, в зале.

Однажды, принимая участие в передаче Сати Спиваковой «Нескучная классика» в качестве зрителя, аудитории представилась уникальная возможность услышать «живьем» миниатюры Родиона Щедрина в исполнении Дениса Леонидовича. Это был разрыв шаблона. Действительно неожиданный для меня, тогда студентки 1 курса консерватории, опыт столкновения с Мацуевым-лириком. Незабываемые открытия глубокой чувственности, какой-то настоящей чистоты звучания рояля., хорошо известной по конкурсу Чайковского, но особенно впечатляющей при непосредственном контакте.

24 декабря после блестящего 1 отделения Денис Леонидович исполнил три биса для неугомонной рукоплещущей публики и празднующего свой день рождения отца, завершив выступление знаменитым попурри на тему «Happy birthday».

 

После блеска возможностей рояля в 1 отделении «Смелейшая», шестая симфония Антона Брукнера, — этот триумф силы и красоты природы, воспеваемый композитором, — произвела седативное действие. Судя по новым лицам в составе струнной группы оркестра, состав РНО был обновлён не так давно.

Не простой для восприятия четырехчастный цикл, полный ритмических, подголосочных и штриховых нагромождений, широким мазком высказывания с ярмаркой подробностей довольно цельно был собран мастерской рукой Михаила Васильевича, интеллектуальное руководство которого красной нитью прослеживалось в течении всего концерта. Безусловного внимания заслуживает группа деревянных духовых с изобилием сольных эпизодов у флейты, кларнета, гобоя, в ансамбле и поочерёдно и аналогичная ситуация у меди. Замечательные солисты.

РНО уже не первый год исполняют эту симфонию. Очевидна «набитая» рука концертмейстеров и смелость сольных высказываний.

 

Радостно, что предпраздничные концертные программы составлены не из заезженных произведений, а способны удовлетворить самый изысканный вкус.

 

Копирование запрещено