(р. 1938)
«Вторым Шаляпиным» называют критики и поклонники Евгения Евгеньевича Нестеренко. Поистине, трудно представить себе более почетный «титул» для баса – и певец его действительно достоин.
Евгений Евгеньевич появился на свет в Москве. Мать его умерла, когда сыну не было и года. Отец – военный – никогда не учился музыке профессионально, но был очень музыкальным человеком: в детстве некий пленный австриец учил его играть на скрипке, позднее он самостоятельно осваивал фортепиано, любил петь под гитару. Евгений тоже некоторое время учился фортепианной игре, но бросил из-за нежелания играть гаммы. Вокальные данные проявились у него в двенадцатилетнем возрасте – у мальчика был хороший альт, но он не был уверен, что голос останется красивым после мутации, и о вокальной карьере не задумывался. Закончив школу с золотой медалью, Евгений поступил в Ленинградский строительно-инженерный институт (по воспоминаниям певца, решение было продиктовано тем, что на военно-морском факультете студенты этого вуза носят морскую форму).
В студенческие годы Нестеренко увлекся вокальным искусством. Его кумиром был Федор Иванович Шаляпин, и Евгений Евгеньевич выучил немало произведений из его репертуара. Одно из них – песню Варяжского гостя из «Садко» – он исполнил на прослушивании в самодеятельный студенческий хор, и руководитель посоветовал ему поступить в консерваторию. Нестеренко этому совету последовал: к моменту окончания института он уже успел отучиться два года на вечернем отделении Ленинградской консерватории, где его наставлял в искусстве пения Василий Михайлович Луканин. В институте выпускнику пошли навстречу – дали распределение в Ленинград, чтобы он мог продолжать учиться. Некоторое время он работал прорабом в строительном тресте – и был обязан отработать хотя бы три года, но благодаря письму из консерватории ему было позволено уволиться. Но в скором времени – в 1963 году – молодой певец вновь начала совмещать учебу с работой, став артистом Малого театра. Среди исполненных им партий – Мельник в «Русалке», Король Треф в «Любви к трем апельсинам». Его дипломной работой стало выступление в одном из спектаклей этого театра, который специально посетили члены комиссии.
После окончания учебы в 1965 году Нестеренко еще два года занимался под руководством своего консерваторского наставника, а затем сам начал преподавать в консерватории. К тому времени он успел завоевать четвертую премию на Всесоюзном конкурсе в Москве и серебряную медаль на Международном конкурсе в Болгарии, благодаря чему был приглашен в Театр им. Кирова. Нестеренко принял приглашение – по признанию певца, это было вызвано тем, что в Малом театре к нему продолжали относиться как к студенту.
В Театре им. С.М.Кирова репертуар певца обогатился такими партиями, как Варяжский гость в «Садко», Григорий Мелехов в «Тихом Доне», Кончак в «Князе Игоре». В то же время исполнитель продолжал участвовать в конкурсах и в 1970 году завоевал две награды – первую премию на Конкурсе им. П.И.Чайковского и вторую на Всесоюзном конкурсе на лучшую концертную программу, посвященному столетнему юбилею Ленина. В том же году он был приглашен в Большой театр. В Театре им. Кирова не желали отпускать прекрасного певца, его отговаривали, а затем обязали отработать год параллельно.
Первой партией, исполненной Нестеренко в Москве, стал Руслан – оперу «Руслан и Людмила» поставил тогда Борис Александрович Покровский. В главном театре артист выступал много лет, исполнив множество ролей: Собакин в «Царской невесте», Кочубей в «Мазепе», заглавные партии в «Борисе Годунове», «Алеко» и «Иване Сусанине», Феррандо в «Трубадуре», Рамфис в «Аиде» и другие. Почти сразу после прихода в Большой певец начал участвовать в зарубежных гастролях театра. В 1973 году он с большим успехом пел Руслана на сцене «Ла Скала», в 1975 – Бориса Годунова в «Метрополитен-опера». В 1976 году певец был приглашен в Рим для выступления в опере Джоаккино Россини «Моисей». Благодаря этому спектаклю на него обратил внимание Франческо Сичилиани – художественный руководитель «Ла Скала», и в последующие годы Нестеренко пел в этом прославленном театре Мефистофеля в «Фаусте» Шарля Гуно и Аркеля в «Пеллеасе и Мелизанде» Клода Дебюсси.
Выступал певец и в других театрах – лондонском «Ковент-Гарден», барселонском «Лисео», Венской опере, Немецкой государственной опере, «Арена ди Верона», в Опере Сан-Франциско. Его называли «гражданином мира», но сам Нестеренко никогда не соглашался с таким определением – он всегда ощущал свою принадлежность к русской культуре. Но в 1990-е годы в репертуаре Большого театра оставалось все меньше спектаклей, которые он ощущал как «свои». В 2002 году он пел Захарию в «Набукко» Джузеппе Верди с чувством, что это его последний спектакль в Большом театре. И действительно, оставаясь формально артистом этого театра, Нестеренко в последующие годы пел в основном за границей. Тогда же он преподавал в Венском университете музыки.
Нестеренко вновь выступил в Большом театре в 2008 году – по случаю его восьмидесятилетнего юбилея была представлена опера «Набукко». В 2013 году в рамках своего творческого вечера артист исполнил фрагменты из «Севильского цирюльника» и «Бориса Годунова».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев