(1924–2000)

 

Махмуд Алисултанович Эсамбаев… Это не просто одно из имен в истории отечественного искусства танца – это поистине человек-легенда. Его называли «гением танца» и даже «богом танца», а сам артист говорил о себе так: «У меня пара крыльев – Чечня и Россия».

Махмуд Эсамбаев появился на свет в чеченском ауле Старые Атаги. Танцевальная одаренность проявилась уже детские годы – без выступлений юного танцора не обходилась ни одна свадьба. Сверстники презрительно называли его «скоморохом», отец был недоволен, считая танец неподходящим занятием для мужчины, но мачеха – уроженка Одессы, еврейка по национальности – поддерживала пасынка в его увлечении. Некоторое время мальчик ездил по республике в составе цирковой гастролирующей труппы, одно из его выступлений увидела звезда советского кино – Любовь Петровна Орлова, посетившая в то время Чечню, и предрекла ему великое будущее.

В пятнадцатилетнем возрасте Эсамбаев вопреки отцовской воле отправился в Грозный, где стал студентом хореографического училища. Одновременно началась его сценическая карьера – в годы учения он был артистом ансамбля песни и танца. Учебу Эсамбаев завершил в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны танцовщик в составе фронтовых бригад выступал в госпиталях и на передовой. Во время одной из таких поездок он был ранен в ногу. Это могло бы положить конец исполнительской карьере, но путем упорных тренировок он сумел преодолеть последствия ранения и в 1943 году стал артистом Пятигорского театра музыкальной комедии. Там его и застала депортация чеченцев. У него была возможность остаться в Пятигорске, но Махмуд Алисултанович предпочел быть со своим народом. Он добровольно отправился в порядке депортации в поселок Ак-Тюз, расположенный в Киргизии, и там, в местном Доме культуры, руководил кружком народного танца.

После войны – в 1946 году – сценическая карьера артиста продолжилась в городе Фрунзе (ныне Бишкек), в Киргизском театре оперы и балета. Он выступал в ведущих партиях классического репертуара. Отец артиста посещал эти спектакли, раскаиваясь в том, что когда-то не поддержал выбор сына.

В Киргизии Эсамбаев работал до 1956 года, после восстановления Чечено-Ингушской АССР возвратился на родину, а в следующем году принял участие во Всесоюзном фестивале молодежи. Супруге танцовщика пришлось продать швейную машинку и ковер, чтобы мужу хватило денег на поездку – но результат превзошел все ожидания. Выступление Эсамбаева привело в восторг саму Галину Сергеевну Уланову, которая сказала, что такие таланты рождаются раз в столетие. Победа на фестивале позволила артисту переехать с семьей в Москву. Став артистом труппы «Звезды советского балета», он гастролировал по Европе и Южной Америке, и в каждой стране, где ему доводилось бывать, он интересовался национальными танцами.

Махмуд Эсамбаев избрал для себя особый путь в хореографическом искусстве – он связал свою жизнь не с классическим балетом, а с национальным танцем. То же самое делал Игорь Александрович Моисеев, но если последний создал ансамбль, то Эсамбаев предпочел сольные выступления. Он стал творцом первой в Советском Союзе сольной хореографической программы «Танцы народов мира». Каждый из танцев, созданных Махмудом Эсамбаевым, стал истинным воплощением души того или иного народа: индийский танец «Золотой бог», монгольский «Охотник и орел», перуанский «Павлин», испанский «Ла-коррида», таджикские «Воинственный» и «Танец с ножами», колумбийский «Бамбука» и другие.

Талант артиста проявился не только в искусстве танца, но и в кинематографе. Не все роли, сыгранные Эсамбаевым в кино, содержали хореографический элемент – например, в роли босса наркомафии по кличке «Шах» в кинокартине «Дорога в ад» его нет, как и в роли придворного скрипача Иги Наги Туги в сказочном фильме «Пока бьют часы». Примечательно, что многие кинороли Эсамбаева – это отрицательные персонажи…  впрочем, многие актеры утверждают, что убедительно сыграть злодея – это и трудно, и интересно. Махмуду Алисултановичу это удавалось. Особым мрачным обаянием обладают и Казначей в «Приключениях Маленького Мука», и Шаман в «Земле Санникова», в этой роли в равной степени проявился и актерский талант Эсамбаева, и талант танцовщика.

Будучи «гражданином мира» в искусстве, Эсамбаев всегда сохранял верность своему народу, соблюдал национальные обычаи – например, он постоянно носил папаху, и даже сфотографировался на паспорт, не снимая ее (это был единственный за всю историю СССР случай, когда гражданину было разрешено сфотографироваться для паспорта в головном уборе).

Махмуд Алисултанович Эсамбаев скончался в 2000 году. Имя танцовщика носят чеченский детский ансамбль песни и танца «Даймохк», проспект в Грозном и один из астероидов главного пояса.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.