(1710–1736)

 

Сколько лет нужно прожить человеку, чтобы успеть оставить яркий свет в искусстве? Итальянскому композитору Джованни Баттиста Перголези было отпущено судьбой всего двадцать шесть лет. Много это или мало? Перголези успел создать немало произведений, его творения исполняются и ныне. Более того – композитор, сам того не ожидая, открыл новый путь в оперном искусстве.

Родина композитора – город Ези, расположенный недалеко от Анконы. Фамилия Перголези, которая сменила настоящую (Драги) еще в предыдущем поколении, указывала на место происхождения его предков – город Перголе. Его отец был смотрителем земельных владений аристократов, но сын с детских лет проявлял гораздо больше интереса к скрипке, чем к земле. Первым его музыкальным наставником стал Франческо Санти – местный капельмейстер. А позднее местный аристократ Кардоло Мария Пьянетти обратил внимание на юного музыканта и решил поддержать талант. Благодаря помощи этого маркиза пятнадцатилетний Перголези отправился в Неаполь, чтобы обучаться в консерватории.

Почти вся дальнейшая жизнь композитора была связана с Неаполем. Там он получил музыкальное образование, обучаясь игре на скрипке, пению и композиции в одной из неаполитанских консерваторий – Повери-ди-Джезу-Кристо – под руководством Гаэтано Греко и Франческо Дуранте. На последнем году обучения Перголези, которому был в то время двадцать один год, создал свою первую оперу. Это было произведение на религиозный сюжет – «Святой Вильгельм Аквитанский». Эта опера, будучи представленной публике в монастыре «Сант-Анджело Маджоре», была благосклонно принята публикой. Пользовалась она успехом и годы спустя, когда автора уже не было в живых.

А вот первой светской опере Перголези – «Салюстия» – заказ на которую он получил вскоре после завершения учебы в консерватории, подобная удача не сопутствовала. Вины композитора в том не было – обстоятельства сложились не в его пользу: среди предполагаемых участников премьеры был певец-кастрат Николо Гримальди, а он незадолго до спектакля скончался. Заменить его кем-то возможности не было, пришлось переделывать оперу, а поскольку роль Гримальди была одной из главных, потребовалась весьма глубокая переработка, времени же было мало. В результате опера не имела успеха. Несмотря на эту неудачу, нашелся человек, который сумел оценить талант молодого автора по достоинству – это был Фердинандо Колонна Стильяно, придворный неаполитанского вице-короля. Он назначил Перголези своим капельмейстером. Вскоре была написана следующая опера Перголези – «Влюбленный монах». В отличие от «Салюстии», ее премьера была успешной, и произведение продолжало ставиться еще более двух десятков лет.

Благодаря покровительству Стильяно Перголези часто получал заказы для празднеств в честь святого Эмидия. Этому святому неаполитанцы возносили молитвы о защите от землетрясений. Подобные стихийные бедствия часто обрушивались на Неаполь в 1731-1732 годах, из-за этого были закрыты многие театры. Лишь в 1733 году город полностью оправился, и в августе готовилось грандиозное торжество, посвященное дню рождения императрицы Австрии. Эту знаменательную дату решено было отметить оперной премьерой, и заказ на оперу получил Перголези. И вот, в сентябре публике было представлено новое творение композитора – «Гордый пленник», типичная опера-seria: исторический сюжет (из времен захвата Рима готами), медленно разворачивающееся действие… Большого внимания публики опера не привлекла, быстро сошла со сцены – и, быть может, не стоило бы о ней рассказывать. Но между актами «Гордого пленника» по обычаю того времени шла комедийная интермедия под заглавием «Служанка-госпожа», тоже написанная Перголези. Она настолько завладела вниманием публики, что ее стали ставить отдельно. Так с легкой руки Перголези родилась опера-buffa – итальянская комическая опера.

В 1734 году композитор получил должность капельмейстера Неаполя. Между тем, обстановка накалялась: войска Карла – инфанта испанского – приближались к городу, и это вынудило многих аристократов покинуть город. Так поступил и Стильяно, Перголези же последовал за своим покровителем в Рим. Именно там состоялась премьера его нового творения – Мессы фа мажор. По свидетельству современника, она вызвала такой интерес у римлян, что при первом ее исполнении большое скопление людей в церкви едва не привело к катастрофе. Среди восторженных слушателей был герцог Маддалони – друг инфанта Карла. Последний вскоре стал новым неаполитанским королем, и покровительство Маддалони помогло Перголези благополучно возвратиться в Неаполь и получить заказ на новую оперу – «Адриан в Сирии».

Следующая опера Перголези – «Олимпиада» – была поставлена в 1735 году в Риме. При первой постановке она потерпела фиаско – из-за посредственного исполнения (по свидетельству современника, дело дошло даже до забрасывания сцены апельсинами), успех пришел к ней позднее, но Перголези уже не суждено было этого увидеть.

Здоровье композитора подтачивал туберкулез, и чувствуя, что не проживет долго, он покинул Неаполь и поселился в Поццуоли. В то время ему была заказана духовная кантата «Stabat mater», повествующая о скорби Девы Марии, стоящей у подножия Креста, на котором был распят ее Сын. Существует легенда, что Перголези сам в то время скорбел по умершей возлюбленной – знатной девушке, чьи родные не дали согласия на его брак с нею, и она умерла в монастыре…

Перголези ушел из жизни в 1736 году. После смерти композитора к нему пришла такая слава, какой он не ведал при жизни. Некоторые композиторы даже подписывали свои сочинения его именем – и подобные мистификации музыковедам приходится разоблачать до сих пор.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.