(1892–1958)

 

Многие музыканты убеждены, что дирижирование – это профессия, в которой демократия неуместна, ибо в оркестре возможна только диктатура. Артур Родзинский – американский дирижер польского происхождения – выделялся своей строгостью и требовательностью даже на этом фоне. Но оркестранты, называя своего маэстро «диктатором», неизменно относились к нему с большим почтением.

Будущий дирижер появился на свет в городе Сплит, расположенном в Далмации (ныне Хорватия), где его отец – поляк по национальности, генерал армии Габсбургов – находился по долгу службы. Через четыре года после рождения сына семья возвратилась в родной город – Лемберг (ныне Львов). Там Артур начал заниматься в музыкальной школе, осваивая фортепиано. Пылкость характера проявлялась уже в детстве: однажды старший брат-студент заявил, что игра Артура на фортепиано ему мешает, и мальчик в гневе ударил его. Таким же темпераментным он был и в занятиях: сразу же пытался играть незнакомые произведения, прекрасно читая с листа, увлеченно импровизировал. Как ни странно, учитель не замечал столь очевидных проявлений таланта, напротив – считал их «недисциплинированностью» и полагал, что у юного музыканта нет будущего. Но школа была не единственным источником музыкальных знаний: в Лемберге выступали многие музыканты, и двенадцатилетний Артур за небольшую плату переворачивал им ноты, заодно бесплатно слушая концерты, а позднее подрабатывал клакером.

Всё же отец не желал, чтобы сын стал музыкантом, и по его настоянию Артур отправился в Вену, чтобы учиться на юриста. Но, обучаясь в университете юриспруденции, он в то же время учился фортепианной игре в Академии музыки у Эмиля фон Зауэра, а Франц Шальк наставлял его в искусстве дирижирования.

Проучился он недолго – с началом войны юноша был призван в армию и отправился на фронт, где был ранен. Демобилизовавшись, он возвратился во Львов, работая инспектором мясных лавок, а по вечерам Артур подрабатывал игрой на фортепиано в варьете. Но в скором времени Родзинский занялся работой более высокого уровня – стал аккомпанировать известным исполнителям, приезжавшим в город на гастроли. В частности, он аккомпанировал самому Фрицу Крейслеру.

Эти выступления принесли молодому пианисту известность в музыкальных кругах Львова – настолько значительную, что, когда однажды в 1918 году заболел дирижер оперного театра, который должен был дирижировать оперой «Эрнани», заменить его предложили Родзинскому. Он встал к пульту, не имея никакого опыта – жесты его были настолько нелепы, что один из оркестрантов во время исполнения принялся показывать ему, как надо, а другие музыканты смеялись над ним. Несмотря на столь неудачный дебют, работа Родзинского в оперном театре продолжилась, и с опытом пришло умение. В скором времени он уже блестяще дирижировал оперой Людомира Ружицкого «Эрос и Психея», а также «Кармен».

Успех, связанный с этими операми, обеспечил приглашение в Варшаву, где Родзинский работал и как симфонический дирижер, и как оперный. На одном из спектаклей под его управлением побывал знаменитый американский дирижер Леопольд Стоковский и пригласил его в США в качестве своего ассистента.

На протяжении трех лет Родзинский был ассистентом Стоковского в Филадельфийском оркестре. Кроме того, он сам выступал как дирижер в разных американских городах, руководил студенческим оркестром в институте Кёртиса. В 1929 году он начал самостоятельную дирижерскую деятельность, возглавив оркестр Лос-Анджелеса, и по прошествии четырех лет – Кливленда.

Руководя Кливлендским оркестром на протяжении десяти лет, он включал в репертуар и классику, и творения современников – например, именно он познакомил американскую публику с оперой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Катерина Измайлова», включив в концерт в Нью-Йорке фрагменты из нее. Чтобы это сделать, он ездил в Ленинград за партитурой. Он же осуществил американскую премьеру Симфонии №7 «Ленинградской» Шостаковича.

В 1943 году Родзинский стал преемником Артура Тосканини в качестве руководителя Нью-Йоркского оркестра. Поистине, он был достоин великого предшественника. Строгость его по отношению к оркестрантам была такова, что ходили слухи, будто он приходит на репетиции с пистолетом, спрятанным за поясом, но никто не увольнялся по собственному желанию – столь высокого уровня исполнения достиг оркестр под руководством Родзинского.

Репертуар дирижера был обширен: Ян Сибелиус, Гектор Берлиоз, Рихард Штраус, Петр Ильич Чайковский… В вопросах выбора репертуара он не желал подчиняться никому, и это привело к конфликту с менеджером и уходу от Нью-Йоркского оркестра. Родзинский возглавил Чикагский оркестр, от которого вскоре по той же причине ушел. В последующее десятилетие он работал в Англии с Королевским филармоническим оркестром, дирижировал оперными спектаклями в Риме, Вене, Милане. В 1958 году в Чикаго под его руководством была поставлена опера Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» с участием Биргит Нильссон. Вскоре после этого спектакля Артур Родзинский ушел из жизни.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.