В Концертном зале имени Чайковского выступил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Александром Сладковским.
Программа филармонического абонемента «Симфонические шлягеры» была посвящена поздним произведениям Сергея Рахманинова и называлась «Прощальная триада». Волею судьбы так сложилось, что этот концерт музыканты казанского коллектива и маэстро Александр Сладковский посвятили светлой памяти великого дирижера Мариса Янсонса, который скончался в Санкт-Петербурге.
Эта невосполнимая потеря отозвалась щемящей болью в сердцах музыкантов всего мира. Марис Янсонс был связующей нитью между Россией и Европой, США и Азией. Без его стараний, пламенной энергии и творчества сложно представить себе судьбы многих ведущих симфонических коллективов мира, с которыми маэстро работал. Марис Янсонс безумно любил музыку, оставался верным своей профессии до конца жизни. Своим творчеством он излучал особую теплоту и искреннюю любовь к людям. И это отложило несомненный отпечаток на все концерты и записи мастера. Александру Сладковскому неоднократно доводилось сотрудничать с великим музыкантом. Память о Марисе Янсонсе он сохранит навсегда в своем сердце.
Александр Сладковский: «Очень грустно сегодня вспоминать великого маэстро Мариса Арвидовича Янсонса, который был эталоном во всех отношениях. Он прославлял нашу дирижерскую школу, являясь выпускником Петербургской консерватории. Марис Арвидович много лет был ассистентом Евгения Александровича Мравинского в Ленинградской филармонии. Третья симфония, «Симфонические танцы», Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова всегда были в репертуаре маэстро с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. Первый раз вживую «Симфонические танцы» Рахманинова я услышал в 1983 году именно под управлением Мариса Янсонса. Этот концерт я никогда не забуду! Янсонсу тогда было 40 лет. И еще одно мистическое совпадение. Мы завершаем наш концерт сегодня именно «Симфоническими танцами» Рахманинова. Невероятная грусть и печаль у меня в душе! Мало, кто из артистов с такой заботой и вниманием относятся сегодня к своим последователям, к дирижерам, которые только начинают свой путь. Мне посчастливилось участвовать в исполнении «Кармен» Жоржа Бизе в театре Санкт-Петербургской консерватории. Я ассистировал Марису Арвидовичу в этой опере и был заражен его любовью и фанатичной преданностью к партитуре, музыке, людям. Когда я уже работал с оркестром Татарстана, мы реже виделись с маэстро. Я приглашал его с концертами к нам, но у него был безумно напряженный график. Однако, сам факт, что Марис Арвидович следил, горячо поддерживал и искренне радовался нашим успехам, просто бесценно! Маэстро был уникальным, солнечным человеком. Он ко всем относился с невероятной открытостью и всегда старался помочь тем, что было возможным в его силах. Он был настоящим Рыцарем музыки. Это действительно истинный пример выдающегося героя, который так честно и достойно прошёл свой жизненный путь».
Теплые дружеские взаимоотношения связывали Мариса Арвидовича Янсонса с Московской филармонией. Он неоднократно гастролировал здесь с возглавляемыми им коллективами: Амстердамским Королевским Консертгебау и симфоническим оркестром Баварского радио. У многих в памяти монографический вечер музыки Александра Чайковского, которую Марис Янсонс так трепетно интерпретировал с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. Теперь об этом остались самые добрые искренние воспоминания.
Концерт Государственного симфонического оркестра Татарстана открыла Третья симфония ля минор, соч.44 Сергея Рахманинова – лирическая поэма о России, проникнутая патриотичной любовью к отчизне, овеянная романтической дымкой меланхолических воспоминаний, умудренная опытом и мастерством зрелого художника. Александр Сладковский добился от оркестра ярких красок и мощной амплитуды звучания. То же самое можно отнести и к страстно исполненной затем Рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч.43 Сергея Рахманинова. Мечтательная лирика и экспрессивность характеризовали тончайшую игру Екатерины Мечетиной, которая искусно справлялась с головокружительными пассажами на фоне драматичного аккомпанемента оркестра. Хрупкий просветленный бис пианистки — Колыбельная Петра Чайковского в транскрипции Сергея Рахманинова также был облечен в траурные тона.
«Симфонические танцы», соч.45 Сергея Рахманинова оркестр Татарстана исполнил на пределе своих возможностей, демонстрируя прилежное качество игры. Александр Сладковский с его вулканическим темпераментом максимально зарядил коллектив и достиг ожидаемых художественных результатов. Слушая несколько лирических эпизодов лебединой песни Рахманинова, перед глазами возникал светлый образ Мариса Янсонса, который любил это произведение и каждый раз открывал новые грани в постижении гениальной музыки.
Публика встречала казанский оркестр и его главного дирижера несмолкаемыми овациями. Без ожидаемого биса, конечно же, не обошлось. Александр Сладковский обратился с речью к слушателям, вспомнил Мариса Янсонса и один из его сокровенных бисов — «Грустный вальс» Яна Сибелиуса. Маэстро любил включать в программы своих концертов с самыми разными оркестрами мира эту трогательную миниатюру, в музыке которой так мимолетно пронеслась жизнь художника. В память о Марисе Янсонсе Александр Сладковский пережил вместе со своим оркестром эти удивительные мгновения.
Фото предоставлены пресс-службой
Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан
Пока нет комментариев