В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылся XXXIX Международный музыкальный фестиваль»Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Мотто нынешнего смотра — «Прогулки с Томасом Гейнсборо», ведущего представителя британской живописи XVIII века.
Синтез музыки великих английских композиторов и живописи Гейнсборо станет ярким акцентом и кульминацией событий перекрёстного Года музыки Великобритании и России.
В экспозиции пушкинского музея около 100 произведений Томаса Гейнсборо, специально собранных из 11 крупнейших музеев Великобритании, а также из собраний Пушкинского музея и коллекции Государственного Эрмитажа. В рамках выставки представлено несколько работ других британских художников — современников мастера.
Творчество Гейнсборо пришлось на период расцвета британской культуры XVIII столетия: изобразительного искусства, театра, музыки и литературы.
В ретроспективе концертов нынешних «Декабрьских вечеров» представлена пёстрая палитра самых разных направлений английской музыки XVII–XVIII веков. Помимо композиций Ренессанса, сочинений Генри Пёрселла и его последователей прозвучит музыка Георга Фридриха Генделя, Иоганна Христиана Баха, Йозефа Гайдна, Никола Порпора и других композиторов, чьи имена тесно связаны с историей музыкальной культуры Великобритании.
«Золотой век английской музыки» – период правления династии Тюдоров, на фестивале будет представлен клавирными сочинениями вирджиналистов, инструментальными ансамблями и российской премьерой оперы Джона Блоу «Венера и Адонис». Ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета исполнит сочинения Эдуарда Элгара, Фрэнка Бриджа, Ральфа Воана-Уильямса, Бенджамина Бриттена и Джона Тавенера. Одним из примечательных событий обширной фестивальной программы стало исполнение «Нельсон-мессы» Йозефа Гайдна, а также симфоний и духовных антемов Уильяма Бойса.
На сцене Белого зала Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина впервые выступил прославленный английский «Оркестр эпохи Просвещения» под управлением Пола Гудвина. Вместе с коллективом в концерте приняли участие музыканты вокального ансамбля «Интрада» во главе с его художественным руководителем Екатериной Антоненко и приглашённые солисты ведущих оперных театров Москвы: Антонина Весенина (сопрано), Полина Шамаева (меццо-сопрано), Борис Степанов (тенор) и Олег Цыбулько (бас).
Томас Гейнсборо боготворил музыку. Среди картин экспозиции можно увидеть портрет композитора Карла Фридриха Абеля — друга и учителя Гейнсборо, блистательно владевшего игрой на виоле да Гамба, предшественнице современной виолончели.
Пол Гудвин был одним из основателей британского оркестра в 1986 году в качестве первого гобоиста. В дальнейшем он покинул коллектив и сосредоточился на дирижерской карьере, выступая с многочисленными оркестрами по всему миру. Отрадно, что в российской столице Гудвин впервые встал за дирижерский пульт «Оркестра Эпохи Просвещения».
Пол Гудвин:
«Я невероятно рад возможности участия в таком прекрасном фестивале, который в этом году оказался в центре внимания событий английской музыки в России и обрамленным удивительной выставкой работ Томаса Гейнсборо. Когда мы составляли программу концерта, всё это имели в виду. Это и «Нельсон-месса» Йозефа Гайдна, посвященная адмиралу Нельсону. А в первом отделении концерта прозвучала музыка Уильяма Бойса, замечательного английского композитора наряду с Генри Пёрселлом и Георгом Фридрихом Генделем. Бойс был современником Гейнсборо. Они хорошо знали друг друга. Более того, Гейнсборо создал портреты нескольких музыкантов из оркестра Бойса, в частности знаменитый портрет Карла Фридриха Абеля – человека, игравшего на виоле да гамба, предшественнице виолончели. Симфонии Бойса, которые мы представляем в Москве, звучали в Лондоне на сценах публичных концертных залов на берегу Темзы, окруженных садами. Внутренние убранства этих залов украшали многочисленные картины Гейнсборо. Я очень рад, что благодаря перекрёстному году культуры России и Великобритании встретились на одной сцене два замечательных коллектива: вокальный ансамбль «Интрада» и «оркестр старинных инструментов Эпохи Просвещения». «Интраду» я очень люблю, солисты этого хора поют с удивительной точностью и при этом с большой экспрессивностью. «Оркестр Эпохи Просвещения» — уникальный коллектив. Он не имеет главного дирижера. Это действительно даёт возможность музыкантам расти самостоятельно во многих направлениях, видеть музыку каждый раз заново и быть энтузиастами в каждом проекте. В нашем оркестре мы используем инструменты эпохи Гайдна. Когда-то под его управлением оркестр играл на таких инструментах при дворе князя Эстерхази. С одной стороны, это не современные инструменты, но с другой стороны, и не барочные. Если обратить внимание на смычки струнных, то они не заострённые, как барочные, а скорее, более изогнутые. Происходит такое особое прикосновение во время извлечения звука, что само по себе действительно уникально. А в «Нельсон-мессе» Йозефа Гайдна использованы ранние старинные литавры и натуральные трубы, имеющие мощный воинственный оттенок звучания. Все эти краски вместе создают неповторимые звучания в прекрасной акустике этого зала. Для меня идея синтеза музыки и визуальных искусств очень важна. А для нашего оркестра, играющего историческую музыку, это еще более значимо. Ведь художники и композиторы, представители различных видов искусства были в контакте во все времена. На таких фестивалях, как «Декабрьские вечера» происходит удивительная вещь – объединение музыки и живопись в одно единое целое».
Среди других ярких и заметных событий нынешних «Декабрьских вечеров» клавирабенд Евгения Кисина, посвященный Святославу Рихтеру, программа «Времена года» английского вокального ансамбля «I Fagiolini» под руководством Роберта Холлингворта, выступления французского ансамбля «Les Musiciens de Saint Julien», ансамбля медных духовых «London Вaroque Brass», вокального ансамбля Intrada, оркестра Pratum Integrum, ансамбля Questa Musica, хора мальчиков Академии хорового искусства имени В.С. Попова, Макса Эмануэля Ценчича (контратенор, Австрия), пианистов Патрика Айртона (Великобритания) и Алексея Любимова (Россия) и многих других.
Фото — Дарья Хуторецкая
Пока нет комментариев