(1863–1945)

 

Творческий путь итальянского композитора Пьетро Масканьи напоминает горькую насмешку судьбы. Дебют его обернулся триумфом столь блестящим, что композитор всю жизнь пожинал его плоды, но вновь подняться до таких высот ему было не суждено.

Пьетро Масканьи появился на свет в Ливорно. Мать его рано умерла, отец его был владельцем небольшой пекарни, но, как многие итальянцы, очень любил музыку, одаренность сына разглядел вовремя, и хотя доходы были невелики, он оплачивал обучение Пьетро у Эмилио Бьянки – певца-баритона. Первую попытку написать оперу Масканьи предпринял в тринадцатилетнем возрасте, случайно обнаружив на чердаке либретто, повествующее о плавании Христофора Колумба. Над сочинением он работал по ночам – к величайшему неудовольствию отца, который в конце концов в гневе порвал ноты. Но часть написанного Пьетро удалось спрятать, и отрывки из этого музыкального материала он впоследствии использовал в опере «Вильям Ратклиф».

Но не только ночные занятия вызывали неудовольствие Масканьи-старшего: он хотя и поощрял увлечение сына музыкой, видеть его музыкантом не желал – очень уж ненадежная это профессия, вот карьера адвоката – совсем другое дело. Пьетро же не имел решительно никакой склонности к юриспруденции. К счастью, дядя юного музыканта принял сторону племянника, и благодаря его заступничеству Пьетро начал учиться в Миланском лицее им. Керубини у Альфредо Соффредини. Сочинения, созданные им на первом курсе – Симфония до минор и Ave Maria – были исполнены и имели успех.

Через шесть лет учебы в лицее Масканьи стал студентом Миланской консерватории. В те годы его близким другом был Джакомо Пуччини – они оба были учениками Амилькаре Понкьелли, снимали одну комнату на двоих. Дружбу композиторы сохранили на всю жизнь, впоследствии Масканьи воспринял смерть Пуччини как тяжелую личную трагедию.

Завершив учебу в консерватории, Масканьи работал в качестве дирижера в труппах, гастролировавших по курортным городам и исполнявшим оперетты, а также давал уроки. В 1888 году он устроился на работу в филармонии города Чериньолы, расположенного на юге Италии. Через два года композитору стало известно о конкурсе одноактных опер, объявленном издателем Эдоардо Сонцоньо. Правда, он узнал о конкурсе поздно – до окончания приема работ оставалось всего два месяца… Маловато для создания оперы, даже одноактной – но попытаться стоило. Масканьи обратился к поэту Джованни Тарджони-Тоцетти, с которым был дружен. Никаких идей относительно сюжета у Пьетро не было, сюжет предложил друг – это была новелла итальянского писателя Джованни Верги «Сельская честь». Для одноактной оперы сюжет подходил идеально – события развивались столь стремительно, что все действие укладывалось в пределы одного утра, а тема – кровавая драма из жизни простонародья – была тогда на волне популярности стараниями писателей-веристов (примечательно, что Масканьи был не единственным участником конкурса, выбравшим эту новеллу). Несмотря на недостаток времени, опера была завершена вовремя – вот только послать ее на конкурс автор не решался, не рассчитывая на победу. На помощь пришла супруга: втайне от мужа она отправила партитуру – и оказалась права: «Сельская честь» Масканьи была признана лучшей из конкурсных работ, автор был награжден двухлетней стипендией, а опера была поставлена в Риме – и публика оценила ее не менее высоко, чем жюри.

Поистине, двадцатипятилетний композитор «проснулся знаменитым»: почетный знак «Кавалер короны», несколько медалей, отчеканенных в его честь, восторженные слова самого Джузеппе Верди: «Я могу теперь умереть спокойно – есть тот, кто продолжит жизнь итальянской оперы», множество новых контрактов… Но блестящего начала недостаточно – успех надо вновь и вновь подтверждать новыми свершениями. И вот пять лет спустя появляется новая опера Масканьи – «Вильям Ратклиф»: двенадцать спектаклей – и забвение. В том же году была поставлена еще одна его опера, «Сильвано» – и снова фиаско. Однако Масканьи – как автор «Сельской чести» – всё еще оставался популярным композитором. В следующем году премьера его новой оперы – «Маска» – была широко разрекламирована, в один день произведение было представлено в нескольких городах Италии, включая Милан, где в «Ла Скала» в ней пел Энрико Карузо, а дирижировал Артуро Тосканини… И опять провал – «самый потрясающий провал во всей истории итальянской оперы», как сказала итальянская поэтесса Ада Негри.

В общей сложности Масканьи создал пятнадцать опер, некоторые из них даже имели успех при первой постановке – например, «Ирис», «Паризина», «Маленький Марат», а также последнее творение композитора в этом жанре – «Нерон». Кроме того композитор создавал симфонические, фортепианные, духовные сочинения, написал музыку к немому фильму «Сатанинская рапсодия», но в глазах публики Масканьи навсегда остался в первую очередь автором «Сельской чести» – так было и при жизни композитора, и после его смерти в 1945 году. От сотворения этого произведения отсчитывается история оперного веризма.

 

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.