65-летний юбилей Первой музыкальной школы города Балашихи

 

Памятник Г.В. Свиридову возле школы

О детской школе искусств №1 им. Свиридова города Балашихи я узнала в 2015 году, когда страна худо-бедно отмечала 100-летний юбилей композитора. Документальный фильм на первом канале в половину первого ночи, разрозненные, единичные, подчас некачественно сделанные концерты. И вдруг… Концертный зал Гнесинской академии, переполненный до отказа детьми, и грандиозный концерт из музыки Свиридова, представленный Ассоциацией детских музыкальных школ, носящих его имя. И – без конца: балашихинский ансамбль, балашихинский оркестр, пианисты из Балашихи… Школа выступала здесь не только главным организатором, но и исполнителем доброй половины номеров. Звучала и популярная хитовая музыка композитора – фрагменты из «Метели», сюиты «Время вперед!», он сам всегда расстраивался, что только это и знают, а все остальное – в тени, – но и другая акварельная, нежная, такая уникально-свиридовская вокальная и хоровая, на слова А. Прокофьева, Б. Пастернака, А. Блока, С. Есенина, тонкие и прозрачные камерные сочинения, очень много самых разных номеров, а в конце – что, наверняка, понравилось бы Старику (пользуясь выражением Алексея Вульфова) – гимн России на слова А. Твардовского в исполнении всех присутствовавших на сцене, в зале, на балконах. Никому, серьезным музыкантам, был не нужен этот юбилей, а им – учителям и их детям, для которых Свиридов, по большому счету написал только детский альбом и два хора – им нужен! Сделали переложения, отобрали все возможное для пения и такую панораму творчества развернули! Что это за удивительная школа такая в городе, который ассоциируется у меня только с многокилометровыми пробками?

2015 год, 100-летие со дня рождения Свиридова. Концерт в РАМ им. Гнесиных, сводный хор

Чем ближе с этой школой знакомишься, тем больше ей поражаешься. Особенно в сравнении с бесчисленным числом музыкальных школ Москвы: инертных, законсервированных, замкнутых в своем преподавательско-ученическом кругу. Например, в нашем районе я ни разу не слышала, чтобы на день города или на майские праздники где-то на площади играл ансамбль из музыкальной школы, в наши садики не приходят дети-музыканты, для того чтобы поиграть для малышей, в программах концертов, вечеров в центре досуга и культуры есть кто угодно – театральные студии, художественные галереи, танцевальные коллективы, но только, почему-то, не маленькие музыканты. Классическая музыка считается настолько немодной, что ее нельзя выводить на улицу за стены музыкального учреждения? Или дети так плохо играют, что их и показать-то кому стыдно? Не может быть, чтобы все! Да и не нужно на нашем районном уровне виртуозности, просто любви к своему занятию, увлечения было бы достаточно. А другие дети обязательно пришли бы слушать. Ничто их так не увлекает, как то, что делают такие же, как они. Да и люди старшего поколения, наверняка, с удовольствием послушали бы живое исполнение.

Р. Леденев и А. Белоненко в Музее жизни и творчества Г.В. Свиридова

Вот в Балашихе изначально все было по-другому. 65 лет назад открыли в ней гнесинские энтузиасты, первые выпускники только что заработавшего музыкально-педагогического института имени Гнесиных, ученики Гутмана, Кнушевицкого самую Первую музыкальную школу. Договорились делить здание с местным ДК «40 лет октября». Было фортепиано, скрипка, а самым многочисленным и популярным был, как это ни удивительно, класс баяна. Его и достать было нетрудно (фортепиано, как вспоминают тогдашние ученики, было в послевоенном СССР практически недоступным), и репертуар интересный, популярный. Из баянистов почти сразу же сложился немаленький (около сорока человек) оркестр, а еще был школьный хор, складывались инструментальные ансамбли в скрипичном и виолончельном классе. Так вот отчетный концерт школы ВСЕГДА был открытым, то есть любой житель города мог прийти и послушать. А поскольку изначально ориентировались на слушателей – то и учили по-другому, и репертуар подбирали особенным образом. Чтобы было ярко, нескучно. Соревновались, сколько кому раз на сцену за концерт выйти, по воскресеньям, вместо того, чтобы идти в кино или театр, неслись, сломя голову, на оркестр – там была жизнь, там было всего интересней. Поэтому и отчетные концерты всегда были городскими праздниками. И сегодня музыкальная школа работает ДЛЯ ГОРОДА. Работа в дошкольных учреждениях включена в методический план, а это значит, что концерт или спектакль в садике здесь – это норма. Существует музыкальная гостиная – цикл концертов для всех желающих, где играют и рассказывают о музыке и композиторах сами дети. В школе работает Музей жизни и творчества Г.В. Свиридова, в котором не были, наверное, только самые ленивые балашихинцы, а учащиеся соседней общеобразовательной школы каждый месяц участвуют здесь в музыкально-просветительских вечерах: ставят сказки с музыкой великих композиторов, слушают лекции по истории искусства, узнают о музыкальных стилях, направлениях, инструментах. Стоит ли говорить о том, что в округе все знают, кто такой Свиридов и могут на слух угадать известные его произведения? Это при том, что в музыкальных училищах его музыку, подчас не успевают пройти даже теоретики, а в музыкальных вузах, из-за повсеместного сокращения программ, о нем могут даже и не упомянуть в курсе истории музыки. А ведь Свиридов – одна из моральных опор ХХ века, музыкальный летописец русской истории, сумевший разглядеть не только ужас и разложение, но и незыблемую красоту, которая дает силы для продолжения жизни. И кто не знает Свиридова в музыкальном потоке прошлого столетия, тот не знает и половины о природе этого потока. В Балашихе все знают.

Класс баяна и аккордеона выпускники

Как это получилось? В 1998 году, через год после смерти композитора, было принято решение присвоить его имя той самой, старейшей музыкальной школе города Балашихи. Кстати, к тому моменту у нее уже давно было собственное здание. После Дома Культуры занятия шли то ли в доме причта, то ли в здании для пересыльных по этапу в Сибирь, какое-то время занимались в полуподвале, построенном литейно-механическим заводом, и только в конце 1970-х, когда школе было уже больше двадцати лет, наконец-то было начато строительство для нее отдельного здания. До сегодняшнего дня она там и располагается, на Парковой улице, дом 6, окнами выходя на огромный, облагороженный городом лес.

 

Ансамбль флейтистов

Имя Свиридова здесь попало на плодородную почву. Конечно, сразу началось освоение новой музыки. В 2000 году состоялся первый фестиваль, посвященный творчеству композитора, в 2002 году у школы появилось первое в России (!) скульптурное его изображение (памятник в Курске был установлен в 2005, бюст на аллее славы в Санкт-Петербурге – тоже зимой 2005, в год 100-летия со дня рождения), в 2004 был открыт Музей жизни и творчества Свиридова, в 2005-2006 Балашиха уже включается в грандиозный фестиваль «Всероссийские хоровые ассамблеи», посвященный 90-летию со дня его рождения.

Ежегодно здесь проходит всероссийский музыкальный фестиваль-конкурс «И в сердце светит Русь», где практически в каждой номинации обязательным для исполнения является произведение Свиридова, внутри фестиваля – конференция «Путь к традиции», принять участие в которой на конкурсной основе могут и исследователи, и педагоги и даже учащиеся. На основе лучших материалов конференции уже выпущено две книги, которые могут стать весомым подспорьем при изучении творчества композитора и вполне конкурируют с серьезными музыковедческими исследованиями, тем более, что их по-прежнему не столь много.

 

Музей жизни и творчества Свиридова, изначально, вероятно, задуманный для работы в чисто учебных школьных целях, за 15 лет своего существования стал настоящим культурным и исследовательским центром, благодаря своей неутомимой просветительской деятельности в городе, постоянному поиску всевозможных материалов, связанных со Свиридовым во всех «его» местах – в Фатеже, Курске, Санкт-Петербурге, педагоги школы успели побывать даже в Московской квартире композитора, в которой живет сейчас уже кто-то другой… Здесь теперь хранятся книги и статьи о Свиридове с дарственными надписями их авторов: Романа Леденева, Алексея Вульфова, Валерия Калистратова, буклет, подаренный капеллой России имени А. Юрлова с подписью его художественного руководителя Геннадия Дмитряка. Можно воспользоваться любым вышедшим томом Полного собрания сочинений. Наконец, в 2017 году племянником композитора, президентом Национального Свиридовского фонда Александром Белоненко в школу были переданы личные вещи из квартиры Свиридова: кресло и письменный стол, а в нем – очки, письменные принадлежности; одежда – пиджаки, рубашки, свитера, все то, что так знакомо по его домашним и концертным фотографиям, а еще – непременный атрибут последнего десятилетия жизни – один из многочисленных «посохов» (вновь спасибо за эпитет Алексею Вульфову), без которого по причине болезни ног уже было трудно обходиться. Таким образом, в одночасье, превратился музей из школьного в мемориальный. Заработал себе совершенно иной статус! И на первом этаже школы появился реконструированный кабинет Свиридова, может быть, единственное место в столице и окрестностях, сохранившее частичку его духа, изгнанного из квартиры. Говорят, что в многоквартирных домах нельзя создавать музеев…

10 ноября. Перед юбилейным концертом

А здесь, в Подмосковье, уже побывали и соратники, и коллеги, и друзья композитора, даже выступал в зале музыкальной школы Александр Ведерников – один из первых исполнителей вокальной музыки и один из самых близких Свиридову людей.

10 ноября 2019 года школа отметила свой 65-летний юбилей. Естественно, музыкой. Сначала в фойе открылся музыкальный салон, потом все продолжилось в концертном зале – выступлениями хора, симфонического оркестра, ансамблями скрипачей, виолончелистов, флейтистов, баянистов, пианистов, вокалистов – и все честно, с удовольствием, как все, что здесь делается. И именно поэтому так многое удается. Конечно, было и «Время, вперед!» в переложении для двух роялей. Свиридов здесь теперь присутствует всегда. И время его длится под пальцами этих замечательных музыкантов, и сделанное им точно не забудется, не уйдет в песок.

«Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами.

И сам заслушаюсь…»

 

А что еще нужно творцу? Ведь самое страшное – забвение…