(1806–1878)
Опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» считается первым классическим образцом отечественной оперы. Но кто же первым воплотил на сцене образ патриота земли русской? Это сделал русский певец Осип Афанасьевич Петров.
Родина Петрова – город Елисаветград (ныне Кропивницкий). Детство будущего певца было нелегким: отец рано умер, мать торговала на базаре, мальчик большую часть времени был предоставлен сам себе и вынужден был с малолетства зарабатывать. Благодаря красивому голосу его взяли в церковный хор, а увлечением его была игра на гитаре. Когда ему было четырнадцать лет, дядя-купец решил позаботиться о мальчике и взял его к себе. Он надеялся вырастить из племянника хорошего предпринимателя, а увлечение музыкой считал «глупостью» и даже бил Осипа, застав его за музыкальными занятиями. В конце концов, через шесть лет дядя выгнал Осипа из дома. Но как раз в это время в Елисаветграде гастролировала труппа Жураховского, и двадцатилетнему Петрову удалось устроиться в нее в качестве статиста. В том же году в составе другой труппы он дебютировал как солист в водевиле «Казак-стихотворец» Катерино Кавоса.
В последующие четыре года Петров пел на провинциальных сценах: Полтава, Одесса, Курск, Харьков… Во время одного из таких выступлений на певца обратил внимание столичный оперный режиссер и пригласил его в Санкт-Петербург.
Первой партией, исполненной Осипом Петровым на столичной сцене, стала роль Зарастро в «Волшебной флейте» Вольфганга Амадея Моцарта. Критики говорили о его дебюте как о «многообещающем», но наряду с достоинствами отмечали и недостатки. Голос Петрова обладал глубоким и теплым тембром, диапазон его превышал две октавы, но в то время певцу еще не хватало вокальной техники. Под руководством Катерино Кавоса он усердно учился, одновременно выступая в операх Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Гаэтано Доницетти и других композиторов. Была в его репертуаре и партия в русской опере – Неизвестный в «Аскольдовой могиле» Алексея Николаевича Верстовского.
Овладев в совершенстве вокальной техникой, Петров стал поистине непревзойденным басом своего времени. Всеобщее восхищение его искусством нашло отражение даже в художественной литературе: Иван Иванович Лажечников в романе «Басурман» упомянул о выступлении певца в партии Бертрама в опере Мейербера «Роберт-дьявол». Писатель говорит не только о голосе певца, напоминающем «отзывы из ада», но и о его лице, «исковерканном беснованием страстей» – ведь Петров обладал не только прекрасным голосом, но и актерским талантом.
Самым значительным событием в творческой биографии Осипа Петрова можно считать мировую премьеру «Жизни за царя» – певец стал первым исполнителем роли Ивана Сусанина. Партию Вани в этом историческом спектакле исполнила Анна Яковлевна Воробьева – невеста Осипа Афанасьевича. Премьера состоялась незадолго до свадьбы Петрова и Воробьевой, и своеобразным «свадебным подарком» от композитора и либреттиста стала сцена у посада, написанная незадолго до спектакля для Воробьевой.
Впоследствии Петров исполнил партию Ивана Сусанина более девяти десятков раз. В следующей своей опере – «Руслане и Людмиле» – Глинка писал басовую партию (Фарлафа) в расчете на Петрова.
Последующие годы стали поистине «золотым веком» русской оперы – новые шедевры появлялись один за другим, и во многих из них Петров становился первым исполнителем басовых партий: Мельник в «Русалке» и Лепорелло в «Каменном госте» Александра Сергеевича Даргомыжского, Иван Грозный в «Псковитянке» Николая Андреевича Римского-Корсакова, Кочубей в «Мазепе» Петра Ильича Чайковского, Гудал в «Демоне» Антона Григорьевича Рубинштейна, Владимир в «Рогнеде» и Озия в «Юдифи» Александра Николаевича Серова. Певец заслужил почтительное прозвание – «дедушка русской оперы». В то же время он продолжал выступать в операх западных композиторов. Ему в равной степени удавались и комедийные роли, и партии драматического плана.
Опера была главной, но не единственной областью творчества Осипа Петрова. Он был прекрасным камерным певцом. Многие романсы Михаила Ивановича Глинки, Модеста Петровича Мусоргского, Александра Сергеевича Даргомыжского впервые представил публике именно он.
В 1876 году певец отмечал пятидесятилетний юбилей творческой деятельности. Он удостоился золотой медали от императора, а во время празднования юбилея в Мариинском театре Осипу Афанасьевичу преподнесли необычный подарок – позолоченный лавровый венок, и на листьях его были начертаны заглавия опер, в которых выступал певец.
Сцена поистине была жизнью Осипа Петрова – он так и не ушел на покой, до последних дней продолжая выступать. Певец ушел из жизни в марте 1878 года.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев