В Театральном зале Международного Дома Музыки прозвучал «Партизанский реквием» Хеннинга Соммеро.
В год 75-летия разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье, в октябре 2019, в Киркенесе, Мурманске, Москве звучало такое произведение. Признаться честно, в первую очередь, ради него я шла на концерт, в то время как «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35» Петра Ильича Чайковского в первом отделении прозвучал блистательно. За дирижерским пультом стоял Йорн Фоссхайм, скрипкой виртуозно управлял Кристофер Тун Андерсен (Норвегия) вкупе с Брянским Губернаторским симфоническим оркестром (художественный руководитель и главный дирижер – Эдуард Амбарцумян). В том первом отделении я подумала об объединяющей силе музыки – Петр Ильич Чайковский был одним на всех – русских и норвежцев.
Во втором зазвучала память. Зазвучала она в честь норвежских партизан, которые защищали от атак немецких кораблей знаменитые арктические конвои, шедшие из Великобритании через Исландию и острова, принадлежащие тогда Норвегии, оккупированной немцами, в Архангельск и Мурманск. Заупокойная месса, известная многим, звучала на фоне камерного оркестра, в котором главные роли были отведены духовым инструментам. Звучал и хор (отдельная благодарность Брянскому городскому академическому хору).
И всё же самое глубокое и пронзительное впечатление от произведения я получила от колокольного звона, доносящегося со сцены. Это была действительно ПАМЯТЬ. В те минуты я пожалела, что не было перевода норвежского текста Рагнара Ульсена, умело вошедшего в канву музыкального повествования. Со всей очевидностью чувствовалось, что и сам текст – памятный, посвященный всем сражавшимся и погибшим в Восточном Финмарке – русским и норвежцам. Во время Второй мировой войны были случаи, когда норвежцы вступали в ряды Красной Армии (во время оккупации в Норвегии действовало движение сопротивления), а позже отношение к ним соплеменников было не таким радужным. Лишь только в 80-е годы прошлого века норвежские партизаны смогли получить ордена и награды. И всё поздно, но память восторжествовала. И музыкальная тоже.
Фото: Лена Балакирева
Пока нет комментариев