В Московской филармонии выступили выдающиеся дирижеры современности: Даниэле Гатти и Манфред Хонек

 

Афишу осенних концертов в столичном зале имени Чайковского украсили яркие имена выдающихся дирижеров современности: Даниэле Гатти и Манфреда Хонека. Оба музыканта неоднократно бывали с концертами в России и имели опыт совместных выступлений с нашими коллективами. В Санкт-Петербурге они дирижировали оркестром Мариинского театра, а в российской столице впервые познакомились с ведущими симфоническими коллективами. Наследник традиций итальянской дирижерской школы маэстро Даниэле Гатти возглавлял ведущие симфонические коллективы Европы, среди которых: римский оркестр Национальной академии Санта-Чечилия, лондонский Королевский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, а также амстердамский Королевский  оркестр Консертгебау. Сегодня Гатти занимает пост музыкального руководителя Римской оперы, сочетая при этом свою насыщенную гастрольную деятельность с лучшими симфоническими оркестрами Старого и Нового Света.

Даниэле Гатти. Фото — Anne Dokter (Королевский оркестр Консертгебау, Амстердам)

В Москве Даниэле Гатти выступил с  Академическим симфоническим оркестром филармонии. Итальянский дирижер прекрасно знаком с историей этого старейшего коллектива, но никогда с ним раньше не выступал. Мне давно не приходилось слышать столь драматичного и мощного звучания оркестра с момента авторского вечера Александра Чайковского, когда за пультом стоял Марис Янсонс. Под управлением Даниэле Гатти оркестр Московской филармонии снова зазвучал по-европейски. Для музыкантов коллектива встречи с такими мастерами поистине бесценны! Гатти выбрал серьезную программу: Симфонию № 34 Моцарта и Пятую Шостаковича, убедив слушателей своей нетривиальной интерпретацией обеих партитур. Кстати, Пятую симфонию Дмитрия Шостаковича итальянский дирижер представил на суд мюнхенской публики сразу после Москвы с оркестром Баварского радио. Не удивительно, каков был интерес Гатти к традиции исполнения музыки Шостаковича здесь в России, где он почерпнул для себя немало открытий. Ну а объединение симфоний двух композиторов в программах концертов Даниэле Гатти давно уже считает закономерным. Мир музыки Моцарта и Шостаковича чрезвычайно многогранен, каждый из них по-своему чувствовал его гармонию. Убедившись в ясной детализированной интерпретации  34-й симфонии Моцарта, можно было не сомневаться, какую кропотливую репетиционную работу провел итальянский дирижер с музыкантами оркестра, касаемую штрихов, нюансов, динамики. То же и в Шостаковиче. Даниэле Гатти создал свой внутренний мир в трактовке Пятой симфонии со всеми его противоречиями. Маэстро выстрадал каждую ноту, всецело погружаясь вместе с оркестром в необозримую стихию музыки Шостаковича. Во многом эта трактовка отчасти напоминала симфонии Густава Малера, горячо почитаемого маэстро Гатти. В симфониях Шостаковича и Малера он всегда находит много общего.

В международный день музыки Национальным филармоническим оркестром России дирижировал известный австрийский дирижер Манфред Хонек. Этот концерт стал частью филармонического абонемента «Мастера оперной сцены». Вместе с коллективом Владимира Спивакова выступил знаменитый немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне.

Манфред Хонек и Национальный филармонический оркестр России. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии, фотограф — Сергей Гращенков.

Сегодня Манфред Хонек занимает успешные позиции руководства оркестрами Европы и Америки. Уже одиннадцатый совместный сезон он проводит с Питтсбургским симфоническим оркестром в качестве главного дирижера, нередко выступает в оперных театрах. В 2018 году Манфред Хонек был удостоен почетной награды International Classical Music Awards в номинации «Артист года», а запись диска с произведениями Дмитрия Шостаковича и Самуэля Барбера  в том же году завоевала премию Grammy. Манеру дирижирования Манфреда Хонека отличают импульсивность и жесткость. Его взрывной темперамент и пылкость чувств характерны преимущественно в каждом из сочинений, к которым он обращается. Так случилось и с Пятой симфонией Бетховена с ее знаменитым мотивом судьбы. Хонек отнюдь не пренебрегал темпами, хотя казалось, он иначе чувствовал время звучания самого произведения. Между тем, в каждой из частей цикла была очевидна интенсивность мысли дирижера, его решение сказать принципиально что-то новое в интерпретации шедевра Бетховена. Национальный филармонический оркестр под управлением Манфреда Хонека звучал объемно и широко, убеждая своей прилежной игрой. Те же самые качества можно было отметить и в прозвучавших после симфонии Бетховена оркестровых фрагментах из опер Рихарда Вагнера. Маттиас Гёрне порадовал своим великолепным вагнеровским тембром голоса. Его коронные роли Короля Марка, Голландца и Вотана признаны во всем мире эталонными. В московском концерте Гёрне в сопровождении Национального филармонического оркестра под управлением Манфреда Хонека исполнил несколько фрагментов из опер «Тристан и Изольда», «Летучий Голландец» и «Валькирия».