Сэр Джон Элиот Гардинер впервые посетил Россию с концертами
Великий и непостижимый сэр Джон Элиот Гардинер со своим легендарным коллективом – «Монтеверди-хором» и «Английскими барокко солистами» впервые побывал с концертами в России! Этот визит состоялся, благодаря событиям перекрестного года России и Великобритании.
«Воссоздать звуковой мир любого композитора, которого мы интерпретируем, — это не просто задача музыкальной археологии; это вопрос объединения истории с исследованием музыкального контекста»,
— отмечал в одном из своих интервью британский маэстро.
Без Джона Элиота Гардинера сегодня невозможно представить себе развитие аутентичного исполнительства – того сокровенного направления, апологеты которого придерживаются оригинального звучания барочной музыки. Для этого они используют инструменты эпохи, исследуют манускрипты сочинений. Наряду с Николаусом Арнонкуром, Густавом Леонхардтом и Тоном Коопманом Гардинер совершил революцию в барочном исполнительском искусстве. Еще в середине 1960-х Джон Элиот, будучи студентом Кембриджского университета, основал «Монтеверди-хор», а затем аутентичный оркестр, вскоре получивший название «Английские барокко солисты». Коллектив стал обладателем множества престижных наград, в том числе за исполнение музыки Иоганна Себастьяна Баха и произведений других композиторов эпохи барокко и классицизма. Гардинер убеждён в том, что музыка не может существовать без религии. Практически большая часть концертов дирижера связана с духовными произведениями. Это своего рода литургия в небесном храме музыки. Я неоднократно слушал сэра Джона Элиота Гардинера с самыми разными коллективами мира. Его концерты это всегда откровение и исповедь души! Так было с «Торжественной мессой» Бетховена в Баден-Бадене, «Страстями по Матфею» Баха в Лейпциге, изысканной шумановской программой в Кёльне. И все же, Бах остается центральной фигурой в творчестве дирижера. Титанический и беспрецедентный проект Джона Элиота Гардинера в сезоне 2000 года — исполнение всех церковных кантат Иоганна Себастьяна Баха в местах, где жил и творил великий немецкий кантор.
Маэстро делится впечатлениями этого паломнического проекта, размышляет о кантатах композитора в своем новом фундаментальном исследовании «Музыка в Небесном Граде: портрет Иоганна Себастьяна Баха»:
«Эта музыка зовет нас взглянуть на жизнь его глазами, глазами великого мастера…Исследуя ее, возникает чувство преодоления большого пути к отдалённому, но восхитительному звуковому пейзажу. Музыка Баха обязана своей подлинностью и колоссальной мощью эмоционального воздействия – с какой радостью и наслаждением он прославлял в ней чудеса Вселенной и тайны бытия, упиваясь собственной неуемной творческой энергией».
Книга получила множество восторженных отзывов и рецензий, а в этом году была переведена на русский язык и выпущена в издательстве Rosebud Publishing.
В московском зале «Зарядье» сэр Джон Элиот Гардинер адресовал меломанам и поклонникам музыки барокко раритетную программу, составленную из произведений Клаудио Монтеверди, Джакомо Каррисими, Генри Пёрселла и Доменико Скарлатти.
Программу вечера открыла Месса для четырёх голосов (SV 190) Клаудио Монтеверди. Строгая полифоническая фактура, аскетизм, свойственные этой музыке, дополнило монотонное звучание виолы да гамба.
Оратория Джакомо Кариссими «Иеффай» неизвестна в России. Сознательный выбор Гардинера представить это сочинение российской публике был вполне оправдан. Библейская притча о деяниях израильского военачальника Иеффая (Питер Даворен), который дал обет Всевышнему принести в жертву первого встречного, кто попадется на пути после победы над врагом. Встретил же Иеффай собственную дочь (Эмили Армор). Через страдания она вынуждена покориться превратностям своей судьбы. Выразительные голоса солистов, непоколебимое звучание хора создали мистическую атмосферу восприятия музыки оратории.
Обращение к творчеству Генри Пёрселла символично для Джона Элиота Гардинера. Духовному гимну «Господи, сколько врагов моих» предшествовал величественный антем «О, Господь, услышь молитву мою». Оба были созданы под влиянием итальянской полифонии и стали своеобразной прелюдией перед «Stabat mater» Доменико Скарлатти. Это произведение поистине вселенского масштаба, полное глубокой силы и веры. Скарлатти избрал необычный состав хора из десяти певцов, тем самым выстраивая полифонию тембровых пластов. Временами это были то плач, то колыбельная. Да и сама музыка оживлённого финала «позволила душе вкусить славу рая» (последние слова молитвы).
Джон Элиот Гардинер скрупулёзно выстроил архитектонику мессы, полифонические разделы и хоровые эпизоды обрели художественную цельность и ясность. Сам же маэстро был подобен медиуму, увлекающему за собой и слушателей, и солистов.
Фото — Лилия Ольховая
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев