В конце сезона прошло два важных события на сцене Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Во-первых, состоялась премьера «Жизели» в хореографической редакции худрука балетной труппы Лорана Илера. Радикальная переделка не входила в задачи постановщика: что-то в духе версий Акрама Хана или Матса Эка он ставить не собирался.
Илер за всю свою артистическую карьеру перевидел множество разных постановок «Жизели», во многих сам блестяще танцевал. Поэтому абсолютно правильно использовать свои знания, богатый опыт и по своему усмотрению и на свой вкус отобрать лучшее. Основа «Жизели» везде одна и та же, но какими-то нюансами, безусловно, все ее редакции отличаются друг от друга: английская от французской или итальянской, даже московская от питерской. Какие-то детали перекочевывают из одной версии в другую. Да и каждый выдающийся артист вносит в «Жизель» что-то свое: сколько интересных находок было привнесено Сильви Гиллем и Лораном Илером в этот спектакль, который в их исполнении стал более естественным и «очеловеченным».
К «Жизели» в Музыкальном театре Илер прикоснулся с почтением, проведя необходимую «генеральную уборку» и пока не трогая старые костюмы и декорации. За много лет здесь со времен последнего редактирования сильно «ослабли» пантомимные эпизоды. Необходимо было четче выстроить в спектакле логические связи, а пафосным и выхолощенным жестам, формальным зазубренным реакциям придать большей непринужденности, выразительности и сделать их более мотивированными. Хотелось таких балетных-балетных Альберта и Жизель первого акта превратить в живых людей с сиюминутными эмоциями: теперь их отношения стали поактивнее. Более наступательным выглядит лесничий Ганс.
- Оксана Кардаш — Жизель
- Иван Михалёв — Альберт
Добавились и изменились мизансцены, в самой хореографии тоже произошли небольшие изменения: в построениях виллис, в «Крестьянском па-де-де», у Альберта диагональные «бризе» заменились на так любимые в западных компаниях эффектные «антраша-сис» и еще много чего по мелочам поменялось.
Лоран Илер провел колоссальную работу с труппой: артисты начали иначе держаться, чувствовать позу, движения приобрели более законченную форму, чище стал стиль. Точнее положение рук, опрятнее работает стопа. Аккуратнее и слаженнее танцует кордебалет. Люди после спектакля спрашивали друг у друга: «Что это с труппой?» Труппу невозможно узнать. Она преобразилась. Стала выглядеть гораздо интеллигентнее.
Прима-балерины и премьеры выступили на очень хорошем уровне. Статные Иван Михалев (в первом составе) и Денис Дмитриев (во втором) в роли Альберта были достаточно убедительны и уверенно справлялись с технической стороной партии в дуэте и соло. Обе исполнительницы партии Жизели произвели самое благоприятное впечатление. Оксана Кардаш в первом составе удивила красотой и отточенностью исполнения, успешно справившись со стилистическими задачами. Выступившая во втором составе Наталья Сомова поразила своей трактовкой партии: вместо наивной девочки она представила глубокий женский персонаж с подкупающей правдой чувств.
И еще одно яркое представление под занавес юбилейного сезона – балетный гала. Программу его составил Лоран Илер, учитывая предпочтения и даже самые непредсказуемые предложения солистов. В партнеры им худрук определил именитых иностранцев (американца Бруклина Мака из Вашингтонского балета, ныне фрилансера канадца Мэтью Голдинга и итальянца Микеле Сатриано из Римской оперы), более того, для репетиции сцены из балета Ролана Пети «Кармен» выписал бывшего танцовщика Марсельского балета Луиджи Бонино, а также пригласил украсить вечер знаменитую Диану Вишнёву из Мариинского театра.
Провести гала-концерт – вещь не из легких, и не каждая большая компания может себе это позволить в конце сезона. Для осуществления такого мероприятия необходимы достойный уровень труппы, наличие интересных и крепких солистов, богатый репертуар (классический и современный) и время для репетиций, ибо настоящий гала требует серьезной подготовительной работы и не делается тяп-ляп как дивертисмент из набивших оскомину па-де-де и дуэтов текущего репертуара без какой-либо концепции и без эксклюзивных новшеств. Кроме того, зрителю трудно угодить: у каждого свой вкус, и всех «не обогреешь». Вот почему программа должна быть такой, чтобы любой зритель мог найти в ней что-то себе по душе. Успех гала-концерта всегда сложно предугадать: выступления бывают удачными и дежурными (никто не застрахован от творческих поражений); вырванный из контекста спектакля фрагмент может не прозвучать; не каждый артист столь же хорош в концерте, как в спектакле. Также всякий гала обязательно расставляет рейтинг: не бывают все номера одинаково исключительными. А помимо объективной оценки (возможно учесть падения, срывы фуэте или высокой поддержки), есть неотъемлемое субъективное восприятие. Но главное – общее впечатление, которое зависит не только от качества исполнения, но и драматургии вечера, разнообразия ритмов, хореографических стилей и направлений, наличия артистов-харизматиков и новизны. Приняв во внимание все эти компоненты, гала Музтеатра можно оценить по западной системе на «пять звезд». Поэтому, имея и критические замечания, остановлюсь все-таки на достоинствах вечера.

Сцена из балета «Blooм»
Концерт получился интересным и динамичным с широким спектром номеров от классики XIX века до мировой премьеры опуса «Bloom» («Цветение») на музыку Антонина Дворжака в постановке второго солиста труппы Максима Севагина. Бессюжетный балет для девяти пар солистов чрезвычайно музыкально поставлен, насыщен ассиметричными построениями групп и оригинальными комбинациями, а порой лишь для одной фразы хореограф умудряется придумать несколько форм дуэтных взаимодействий. Эта работа позволяет констатировать, что в недрах театра появился талантливый перспективный автор.

Сцена из «Раймонды». Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев
Классические номера подтвердили высокий статус труппы. Энергично была исполнена сцена из балета «Раймонда» эмоциональной Эрикой Микиртичевой и сдержанным с благородными манерами Денисом Дмитриевым. Виртуозы Анастасия Лименько и темнокожий Бруклин Мак в соревновательном духе, казалось, наслаждались мажорностью и техническими трюками сложнейшего па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды».
- Па-де-де Дианы и Актеона. Анастасия Лименько и Бруклин Мак
- «Большое классическое па из «Пахиты». Оксана Кардаш и Дмитрий Соболевский
Драгоценность труппы гран па из «Пахиты» на музыку Людвига Минкуса в постановке Лорана Илера по хореографии Мариуса Петипа была станцована прекрасно, несмотря на «каверзы» оркестра. Если в премьерной «Жизели» он неоправданно то убыстрял, а то замедлял темпы и звучал камерно, то в Большом классическом па не хватало брио, насыщенного звука и темпа. Даже зритель, страдающий хронической бессонницей, рисковал бы уснуть. Тем не менее, труппа выглядела презентабельно. Луиза Спинателли одела танцовщиц в роскошные пачки. А Лоран Илер придал лоск исполнительской манере балерин, добился от них скрупулезной синхронности в рисунке и отполировал до блеска чистоту ансамбля. Дмитрий Соболевский был полётен. Оксана Кардаш выделялась особой элегантностью, а Эрика Микиртичева (во второй вечер) победительностью.

«Вальс». Жанна Губанова и Сергей Мануйлов
Был представлен и век XX. В знаменитом «Вальсе» Морица Мошковского в хореографии Василия Вайнонена Жанне Губановой и Сергею Мануйлову дотянуться до эталонного исполнения Ольги Лепешинской и Петра Гусева, чей танец, к счастью, запечатлен на кинопленке, не удалось. Но честь и хвала отчаянным артистам за бесстрашие, без которого немыслимо исполнение этого номера.

Дуэт из «Манон». Наталья Сомова и Мэтью Голдинг
Участие в концерте Мэтью Голдинга и Микеле Сатриано еще раз продемонстрировало, насколько важна роль партнера в дуэте. В сцене из «Манон» Кеннета Макмиллана Наталью Сомову было не узнать. Страстный напор Голдинга открыл скрытые «шлюзы» ее чувственности. Актеры, увлеченные друг другом, будто забывали про театральные условности. Стильный и точный Сатриано дал повод для свободы танца Ксении Шевцовой в сцене из «Кармен» Ролана Пети. Партия подходит балерине, пикантная природа которой гармонично отражает переливы соблазнительной женственности. А от манеры ходить вприпрыжку Шевцова легко избавится.

Сцена из «Кармен». Ксения Шевцова и Микеле Сатриано
Не забыли в гала и об опытных действующих хореографах. Элегию о мимолетности и порывистости чувств пластично и с нежностью исполнили Валерия Муханова, Сергей Мануйлов и Денис Дмитриев в трио из балета «В лесу» Начо Дуато.
Самый большой успех выпал на долю Оксаны Кардаш и Ивана Михалева в дуэте из балета «Радио и Джульетта» Эдварда Клюга. Хореография номера была рельефно подчеркнута пластическим драйвом прекрасных танцовщиков и их необычайным по интенсивности наполнением партий.

Сцена из балета «Татьяна». Диана Вишнёва и Дмитрий Соболевский
Выступление Дианы Вишнёвой всегда резонансно и событийно. С Дмитрием Соболевским она представила сцену из балета «Татьяна» Джона Ноймайера. Внутреннюю борьбу с желаниями и силу отторжения своей героини она виртуозно превратила в стихию чувств. А высочайший исполнительский класс и крайняя степень отдачи балерины позволили этот эпизод облечь в плоть и кровь.
Эффектное зажигательное «Фанданго» из балета «Дон Кихот» в хореографии Рудольфа Нуреева стало анонсом ближайшей премьеры театра. Роскошные костюмы, «коррида» дуэта (пылкие Мария Бек и Евгений Жуков), экзотичность аффектированно механистичных движений массы, помноженных на огневую испанскую страстность, чрезвычайно заинтриговали в ожидании октябрьского проекта Лорана Илера.
Фото Карины Житковой и Светланы Аввакум
Пока нет комментариев