«Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Служебный роман» – эти и многие другие фильмы, любимые не одним поколением зрителей, невозможно представить себе без музыки Андрея Павловича Петрова. В то же время знатоки и ценители академического искусства знают этого композитора как автора симфонических сочинений, балетов и опер.

Родина Андрея Петрова – город Ленинград. Отец его был врачом-хирургом, мать и дед по материнской линии – художниками. Детство композитора пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Семья была эвакуирована в Кемеровскую область – в Ленинск-Кузнецкий. Там – в первой музыкальной школе, открытой в этом городе – двенадцатилетний Андрей продолжил обучение скрипичной игре, начатое еще в Ленинграде. Обучался он относительно успешно, проявляя несомненный музыкальный талант, однако в мечтах видел себя не музыкантом, а писателем. Литературными способностями он тоже обладал, еще в подростковом возрасте писал неплохие повести о событиях Великой Отечественной войны, даже сам их иллюстрировал, обладая еще и талантом художника. Неизвестно, как сложилась бы творческая жизнь Андрея Петрова, если бы в пятнадцать лет он не посмотрел фильм «Большой вальс». Юноше неоткуда было узнать тогда, что между кинофильмом и реальной биографией Иоганна Штрауса мало общего. Приукрашенная картина – общество красивых женщин, прогулка в коляске, когда под щебет птиц музыка словно рождается сама собой – поразила его, и он загорелся идеей стать композитором.

Андрей Петров решил поступить в музыкальное училище – но что он мог показать на вступительных экзаменах? Скрипачом он был весьма средним, еще скромнее были успехи по сольфеджио, а несколько маршей и полек, который он сочинил специально для поступления, были слишком просты, если не сказать – примитивны. Но в послевоенные годы конкурс был невелик, а преподаватель Сергей Яковлевич Лейфензон сумел разглядеть талант в абитуриенте, который, казалось бы, звезд с неба не хватал. Благодаря занятиям с Лейфензоном к окончанию училища Петров был уже вполне готов к поступлению на композиторский факультет. Он стал студентом Ленинградской консерватории, где учился у Ореста Александровича Евлахова. В консерватории композитор познакомился с будущей супругой Наталией Ефимовной. Сближение их произошло неожиданным образом: Петров тяжело переживал неудачный роман (девушка ушла к другому), и Наталии было поручено присмотреть за ним, чтобы он не грустил. Вскоре комсомольское задание переросло в настоящий роман, и на пятом курсе молодые люди поженились.

Завершив учебу в консерватории, Андрей Петров преподавал в музыкальном училище и работал в Ленинградском отделении издательства «Музыка» в качестве редактора. Но главной областью его деятельности оставалось создание музыки. По воспоминаниям дочери композитора, Андрей Павлович никогда не показывал никому свои произведения до премьеры (исключение делал только для супруги, да и то не всегда). Он не имел обыкновения хранить черновики – как правило, уничтожал сразу же после завершения работы над сочинением.

Творческая судьба Андрея Петрова сложилась счастливо – он практически никогда не писал «в стол». Одни его произведения звучали чаще, другие реже – но при жизни композитора исполнено было все. Его творческий диапазон простирался от эстрадных песен до симфоний. Среди его оркестровых сочинений – «Праздничная увертюра», «Пионерская сюита», «Спортивная сюита», «Русь колокольная», инструментальные концерты (скрипичный, фортепианный). Создавал Петров и камерные сочинения: два струнных квартета, Memoria для скрипки с камерным ансамблем.

Хотя Андрей Петров не стал ни писателем, ни художником, эти стороны его дарования влияли на композиторское творчество. Очень часто источником вдохновения становились произведения литературы или изобразительного искусства. Например, симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» написана под впечатлением одноименного романа Михаила Булгакова, а рассказ Максима Горького «Макар Чудра» вдохновил композитора на создание симфонической поэмы «Радда и Лойко». Идея балета «Сотворение мира» возникла под влиянием серии рисунков французского художника-карикатуриста Жана Эффеля. Эта особенность таланта Петрова естественным образом привела его к киномузыке. Первым опытом работы в этой области стал фильм «Мишель и Мишутка», главные роли в котором исполняли… медведи из труппы Филатова. Учитывая, что «актеры» не умели говорить, роль музыки в фильме была очень велика. Но подлинный успех пришел после второго фильма – «Человек-амфибия», песни Андрея Петрова тогда начали петь на улицах под гитару. Работая над музыкой к фильму, композитор всегда глубоко вникал в каждую деталь. Например, при работе над фильмом Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» он полностью переработал написанные фрагменты, когда на роль Юрия Деточкина был назначен не Юрий Никулин, как предполагалось первоначально, а Иннокентий Смоктуновский. Фильм «Берегись автомобиля» стал началом долгого и плодотворного сотрудничества Петрова с Рязановым – впоследствии были другие кинокартины. Количество фильмов, в которых звучит музыка Петрова, приближается к сотне. Над музыкой к сериалу «Петербургские тайны» он работал совместно с дочерью – Ольгой Андреевной Петровой. Другое сочинение, написанное ими в соавторстве – мюзикл «Капитанская дочка».

Андрей Петров скончался в 2006 году.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.